Что такое Суббота Акафиста? Это суббота пятой недели Великого поста.

Что такое Суббота Акафиста?

Вопрос читателя: Что такое Суббота Акафиста?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Суббота Акафиста — это суббота пятой недели Великого поста. Она называется так, потому что, по Уставу, Великим постом в храме мы не служим акафисты, а канун этой субботы – единственный во время поста день, когда совершается служение Акафиста – Великого Акафиста Пресвятой Богородице. Иначе этот день называется Похвала Пресвятой Богородицы, потому что в акафисте поется хвала Божией Матери.

Праздник был установлен в IX веке как благодарность Матери Божией за то, что она неоднократно освобождала Константинополь, столицу Византийской империи, от нашествия внешних врагов.

Сам акафист, как я уже говорил, служится в канун субботы, в пятницу вечером на утрене (Утреня — богослужение, которое у нас в России обычно совершается вечером. Вы бываете на утрени, например, в субботу, то есть накануне воскресного дня.) В этот день очень хорошо прийти в храм, помолиться и воспеть хвалу Божией Матери за все то доброе и благое, что по ее молитвам и заступничеству совершается в нашей жизни.

В сам же день праздника, в субботу, совершается Божественная литургия.

Великий Акафист  — потрясающий по своей красоте и глубине гимн, с которым просто необходимо познакомиться. Это прекрасная и очень вдохновляющая песнь, между прочим, первый из написанных акафистов и самый известный из них.

Как пишет исследователь архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), он «был составлен в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т. п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами – Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, – весьма различные по своей богословской и поэтической ценности».

Суббота 5-й седмицы — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста)

Суббота 5-й седмицы Великого поста по воспоминаемым событиям и Богослужению выделяется из ряда других суббот. В состав Богослужения этой субботы входит торжественное пение на утрени (в пятницу вечером) акафиста Божией Матери, отчего и самая служба именуется «Похвала Пресвятой Богородицы».

Похвала Пресвятой Богородицы

Поводом же к установлению Похвалы Божией Матери послужили некоторые исторические обстоятельства в жизни православных греков. В 666 году на Константинополь напали скифы и персы. Положение греков было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский — Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов. Целую ночь воспевали греки хвалебные песни в честь Божией Матери, Заступнице рода христианского, и постановили день этот ежегодно праздновать торжественным богослужением в субботу на 5-й седмице Великого поста. И наша Русская Православная Церковь, получив богослужебный чин от греков, также прославляет Божию Матерь в эту субботу торжественным чином пения «Похвалы Пресвятой Богородицы».

Акафист Богородице

По содержанию акафист Богородице делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а икосах величие Божией Матери. По образцу этого акафиста составлено много других, посвященных великим праздникам, чудотворным иконам и почитаемым святым. Они часто читаются на молебных в храмах и в домах верующих, но к церковным уставом к богослужению предназначен только один – древнейший, поемый в субботу 5-й седмицы Великого поста.

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

В субботу пятой седмицы на утрене полагается пение Акафиста Пресвятой Богородице.Служба эта была установлена в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитой Матери Божией. И ради многих вышеестественных чудес Пресвятой Богородицы мы празднуем этот праздник, именуя его праздником Похвала Пресвятой Богородице. Слово «акафист» в переводе с греческого означает «неседальное пение», т.е. пение, при котором запрещается сидеть. Поэтому еще одно название субботы Акафиста — «Неседальное». Синаксарь этого дня говорит нам, что название это произошло от того, что люди в Константинополе, умоляя Матерь Божию спасти их от врагов, стояли в молитве стоя всю ночь. Так и мы должны слушать Акафист стоя.

Вспоминая избавление Константинополя от видимых врагов, мы молим Царицу Небесную об освобождении наших душ от врагов невидимых, от рабства страстей. Взирая на Матерь Божию как на Споручницу грешных, мы просим Ее помощи в трудах молитвы и покаяния. Святая Церковь утверждает нас в надежде на заступничество и помощь Пресвятой Богородицы, Которая никогда не оставляла без помощи скорбящих и страждущих.

Богослужение этого дня имеет свои особенности.

На вечерне на Господи воззвах поются стихиры Благовещения — «Совет превечный…»

Повечерие положено малое и читается келейно.

На утрене поется Акафист, разделенный на 4 части, причем, каждый раз в начале и в конце поется первый кондак «Взбранной Воеводе». Первая часть поется после 16-й кафизмы, Вторая — после 17-й кафизмы. Третья — после 3-й песни канона. Четвертая — после 6-й песни канона.

Осо­бен­но­сти бо­го­слу­же­ний

В сре­ду пя­той сед­ми­цы на ве­черне, от­но­ся­щей­ся к чет­вер­гу, кро­ме обыч­ных сти­хир на «Гос­по­ди, воз­звах», по­ют­ся 24 по­ка­ян­ных сти­хи­ры Ве­ли­ко­го ка­но­на – тво­ре­ние свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го. Все сти­хи­ры име­ют окон­ча­ние: «Гос­по­ди! Преж­де да­же до кон­ца не по­гиб­ну, спа­си мя».

В чет­верг пя­той сед­ми­цы на утре­ни чи­та­ют весь, пол­но­стью Ве­ли­кий ка­нон свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го и Жи­тие пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской (V–VI вв.) из без­дны по­ро­ка вос­шед­шей пу­тем по­ка­я­ния на та­кую вы­со­ту со­вер­шен­ства и свя­то­сти, что она упо­до­би­лась бес­плот­ным ан­ге­лам. Это бо­го­слу­же­ние по­это­му на­зы­ва­ет­ся ина­че Ма­ри­и­ным (или ре­же: Ан­дре­евым) сто­я­ни­ем. В прак­ти­ке оно со­вер­ша­ет­ся в сре­ду ве­че­ром.

В чет­верг ра­ди чте­ния Ве­ли­ко­го ка­но­на со­вер­ша­ет­ся ли­тур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров и ко­ло­коль­ный звон бы­ва­ет не ве­ли­ко­пост­ный.

Суб­бо­та пя­той сед­ми­цы на­зы­ва­ет­ся Суб­бо­той Ака­фи­ста, а са­ма служ­ба по­лу­чи­ла на­зва­ние «По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». В этот день (обычно в пятницу вечером) на утре­ни чи­та­ет­ся Ака­фист Бо­жи­ей Ма­те­ри в па­мять Ее за­ступ­ле­ния и из­бав­ле­ния Кон­стан­ти­но­по­ля в дни по­ста от на­ше­ствия ино­пле­мен­ни­ков в VII в.

Пя­тая сед­ми­ца Ве­ли­ко­го по­ста

прот. Гри­го­рий Де­боль­ский

Непре­стан­но ру­ко­вод­ствуя пра­во­слав­ных хри­сти­ан в про­дол­же­ние Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в освя­ти­тель­ных по­дви­гах по­ста и по­ка­я­ния, Цер­ковь при бо­го­слу­же­нии в пя­тую сед­ми­цу уте­ша­ет и одоб­ря­ет по­стя­щих­ся тем, что они про­шли уже по­ло­ви­ну по­ста, и по­буж­да­ет, чтобы мы, «пре­по­ло­вив­ше свя­щен­ный по­ще­ния путь, ра­дост­но тек­ли к бу­ду­ще­му вос­кре­се­нию»[1]. Усу­губ­ляя при кон­це пост­но­го по­при­ща по­буж­де­ния к неослаб­но­му бо­го­угод­но­му жи­тию, Цер­ковь и в пя­тую сед­ми­цу про­дол­жа­ет на­по­ми­нать нам, что мы впа­ли в гре­хи, по­доб­но впав­ше­му в раз­бой­ни­ки, и вну­ша­ет ожи­дать ми­ло­сер­дия от Гос­по­да. «Возо­пи Хри­сту Бо­гу за тя рас­пен­ше­му­ся, – го­во­рит Цер­ковь, – и ра­ны во­лею при­ем­ше­му: по­пе­кись о мне, Гос­по­ди, и спа­си мя». Свя­щен­ные пес­но­пе­ния, ныне воз­но­си­мые при бо­го­слу­же­нии пя­той сед­ми­цы, пре­да­ны Церк­ви в 7 и 8 ве­ках св. Со­фро­ни­ем Иеру­са­лим­ским, Ан­дре­ем Крит­ским, Иоси­фом и Фе­о­до­ром Сту­ди­та­ми.

«Да не бу­дут лю­ди ле­ни­вы к ду­хов­ным по­дви­гам», Цер­ковь в три дня пя­той сед­ми­цы, в чет­вер­ток, суб­бо­ту и день вос­крес­ный пред­ла­га­ет осо­бен­ные для ве­ру­ю­щих по­буж­де­ния к по­дви­гам бла­го­че­стия. В чет­вер­ток на утрен­нем бо­го­слу­же­нии Цер­ковь про­из­но­сит весь Ве­ли­кий ка­нон св. Ан­дрея Крит­ско­го и жи­тие св. пре­по­доб­ныя Ма­рии Еги­пет­ской. По­се­му со­вер­ше­ние ка­но­на св. Ан­дрея Крит­ско­го в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста на­зы­ва­ет­ся ино­гда сто­я­ни­ем Ма­рии Еги­пет­ской.

Чет­вер­ток сед­ми­цы. Ве­ли­кий ка­нон

Уми­ле­ния, Хри­сте мой, об­ра­зы даждь
По­ю­щим ныне ка­нон Те­бе ве­ли­кий.

Эти­ми сло­ва­ми на­чи­на­ет­ся си­нак­сарь в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы и го­во­рит: «Ве­ли­кий ка­нон уми­ле­ние неис­чет­но имущ: вся­кую бо Вет­хо­го и Но­во­го за­ве­та по­весть снис­кав и со­брав, от Ада­ма да­же до са­мо­го Хри­сто­ва воз­не­се­ния и апо­столь­ския про­по­ве­ди, на­уча­ет вся­кую ду­шу бла­гим рев­но­ва­ти и под­ра­жа­ти по си­ле: злых же от­бе­га­ти и прис­но к Бо­гу во­с­те­ка­ти по­ка­я­ни­ем, сле­за­ми, ис­по­ве­да­ни­ем и иным бла­го­уго­жде­ни­ем. Этот ка­нон то­ли­ко есть ши­ро­кий и слад­ко­глас­ный, как и са­му же­сто­чай­шую ду­шу до­во­лен умяг­чи­ти и к бод­ро­сти бла­гой воз­двиг­ну­та, аще точ­но с со­кру­шен­ным серд­цем и вни­ма­ни­ем по­ет­ся».

Ве­ли­ким ка­нон на­зы­ва­ет­ся по мыс­лям и вос­по­ми­на­ни­ям в нем со­дер­жа­щим­ся, ибо пло­до­вит тво­рец его, сло­жив его от­лич­но от про­чих ка­но­нов, ко­то­рые за­клю­ча­ют в се­бе по 30 и немно­го бо­лее тро­па­рей, а этот 250 тро­па­рей, из ко­то­рых каж­дый ис­то­ча­ет неиз­ре­чен­ную сла­дость. По­се­му этот Ве­ли­кий ка­нон, при­но­ся­щий ве­ли­кое уми­ле­ние, и про­из­но­сит­ся в ве­ли­кой Че­ты­ре­де­сят­ни­це; и про­из­но­сит­ся два­жды на по­ве­че­ри­ях пер­вой сед­ми­цы раз­дель­но, в че­ты­ре пер­вые дня ее, а в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на утрене весь в пол­ном его со­ста­ве со­во­куп­но с ка­но­ном это­го дня.

«Ве­ли­кий ка­нон гла­го­лем кос­но, – го­во­рит Цер­ковь, – и с со­кру­шен­ным серд­цем и гла­сом, тво­ря­ще на кийж­до тро­парь ме­та­ния (зем­ные по­кло­ны) три».

Св. Ма­рия Еги­пет­ская

Вме­сте с Ве­ли­ким ка­но­ном для обод­ре­ния ду­хов­но труж­да­ю­щих­ся, Цер­ковь про­из­но­сит пол­ное жи­тие св. пре­по­доб­ныя Ма­рии Еги­пет­ской, по­ка­зы­вая в ней об­ра­зец ис­тин­но­го по­ка­я­ния и при­ме­ром ее на­зи­дая ве­ру­ю­щих, «це­ло­муд­рен­ны па­ки бы­ти тво­рить, и к Бо­гу воз­дви­жет, и не нис­па­да­ти ни­же от­ча­я­ти­ся ес­ли ино­гда неки­ми пре­гре­ше­нии улов­ле­ны бу­дем». По­вест­во­ва­ние о пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской по­ка­зы­ва­ет об­ра­зец ис­тин­но­го по­ка­я­ния и неиз­ре­чен­но­го че­ло­ве­ко­лю­бия Бо­жия к ис­крен­но хо­тя­щим об­ра­тить­ся от пре­гре­ше­ний сво­их.

Ма­рия Еги­пет­ская в жиз­ни сво­ей со­еди­ни­ла и яви­ла две про­ти­во­по­лож­но­сти, – без­дну гре­ха и вы­со­ту бла­го­че­стия и доб­ро­де­те­ли. В ле­тах юно­сти, увле­чен­ная со­блаз­на­ми по­ро­ка, она 17 лет про­ве­ла в без­за­ко­ни­ях, но си­лой бла­го­да­ти Бо­жи­ей, как за­блуд­шая ов­ца, опять воз­вра­ще­на Церк­ви. По гла­су ее, Ма­рия, не ве­дая бо­же­ствен­ных за­по­ве­дей, по­мра­чи­ла в се­бе об­раз Бо­жий, бо­же­ствен­ным же про­мыс­лом и бла­го­дат­но об­но­ви­лась.

Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, жив­ший в на­ча­ле 7 ве­ка, со­ста­вил по­дроб­ное жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской, сей­час чи­та­е­мое Цер­ко­вью при бо­го­слу­же­нии. А св. пре­по­доб­ный Ан­дрей Крит­ский, име­ну­е­мый и иеру­са­лим­ским по ино­че­ским по­дви­гам в Иеру­са­ли­ме, при­слан­ный от иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха Фе­о­до­ра на ше­стой Все­лен­ский Со­бор, в 691 го­ду при­нес жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­ной Ма­рии вме­сте с ка­но­ном сво­им, из­вест­ным под име­нем Ве­ли­ко­го, в Кон­стан­ти­но­поль. С тех пор Пра­во­слав­ная Ка­фо­ли­че­ская Цер­ковь до сих пор со­вер­ша­ет этот ка­нон и по­ста­но­ви­ла про­из­но­сить жи­тие пре­по­доб­ной в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, а в вос­крес­ный день этой сед­ми­цы со­вер­ша­ет по­сле­до­ва­ние в честь пре­по­доб­ной, пред­став­ляя в ней об­раз ис­тин­но­го по­ка­я­ния.

Тру­да же ра­ди бден­но­го, Цер­ковь со­вер­ша­ет в чет­вер­ток Ли­тур­гию пре­ждео­свя­щен­ных да­ров и об­лег­ча­ет пост.

Суб­бо­та сед­ми­цы. Ака­фист Бо­го­ро­ди­цы

В суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Цер­ковь со­вер­ша­ет мо­леб­ное по­сле­до­ва­ние Ака­фи­ста, или по­хва­лы «Оди­гит­рии» Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­чи­ная ска­за­ние на этот день сти­ха­ми:

Пес­ня­ми неусып­ны­ми бла­годар­ствен­но
Град в бра­нех бод­рую по­ет Пред­ста­тель­ни­цу.

По ска­за­нию древ­не­го пре­да­ния, по воз­не­се­нии Гос­по­да, св. еван­ге­лист Лу­ка, знав­ший ико­но­пи­са­ние, на­чер­тал об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри и по­ка­зал ей. Узрев­ши изо­бра­же­ние свое, она вспом­ни­ла преж­нее свое про­ре­че­ние: «от­ныне убла­жат Мя вси ро­ди», и ска­за­ла: «бла­го­дать Моя с сею ико­ною да бу­дет». Св. Лу­ка по­слал ико­ну в Ан­тио­хию к дер­жав­но­му Фе­о­фи­лу, ко­то­ро­му на­пи­сал и по­слал он свое Еван­ге­лие и кни­гу Де­я­ний Апо­столь­ских. Из Ан­тио­хии, где ве­ру­ю­щие с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем по­чи­та­ли бла­го­дат­ную ико­ну, по про­ше­ствии мно­гих лет, она пе­ре­не­се­на бы­ла в Иеру­са­лим; по­том. Ев­до­ки­ей, су­пру­гой гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия 2 (408–450), ко­то­рая пу­те­ше­ство­ва­ла на по­кло­не­ние св. ме­стам, из Иеру­са­ли­ма при­сла­на в Кон­стан­ти­но­поль, сест­ре су­пру­га ее св. Пульхе­рии, в зна­ме­ние ми­ра и люб­ви. В Кон­стан­ти­но­по­ле об­раз Вла­ды­чи­цы, с бла­го­го­ве­ни­ем и ра­дост­но при­ня­тый Пульхе­ри­ей, по­став­лен был ею во Влахерн­ской церк­ви, где хра­ни­лась и чест­ная ри­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, и сде­лал­ся из­ве­стен под име­нем Влахерн­ско­го. Бла­го­че­сти­вая Пульхе­рия учре­ди­ла во Влахерн­ском хра­ме еже­не­дель­ное мо­ле­ние к Бо­го­ро­ди­це во втор­ник.

От св. об­ра­за Бо­го­ма­те­ри, на­пи­сан­но­го еван­ге­ли­стом Лу­кой и пре­бы­вав­ше­го в Кон­стан­ти­но­поль­ском хра­ме, со­вер­ши­лись мно­гие бла­го­дат­ные зна­ме­ния. Явясь од­на­жды двум слеп­цам, Бо­го­ма­терь при­ве­ла их во Влахерн­скую цер­ковь, к об­ра­зу Сво­е­му, и по­да­ла им со­вер­шен­ное про­зре­ние. По это­му бла­го­дат­но­му зна­ме­нию этот чу­до­твор­ный об­раз ста­ли име­но­вать «Оди­гит­риа», т. е. пу­те­во­ди­тель­ни­ца, за­ступ­ни­ца и по­мощ­ни­ца. Это на­зва­ние чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри со­хра­ни­лось по­том на­все­гда и утвер­ди­лось трое­крат­ным из­бав­ле­ни­ем Кон­стан­ти­но­по­ля от силь­ных вра­гов, ко­то­рое Цер­ковь до­стой­но при­пи­сы­ва­ет неви­ди­мо­му за­ступ­ле­нию «Оди­гит­рии».

Пер­вое бы­ло при им­пе­ра­то­ре Ирак­лии в 626 го­ду от пер­сов и ава­ров или ски­фов. Спу­стя 36 лет по­сле пер­во­го из­бав­ле­ния, Кон­стан­ти­но­поль вто­рич­но спа­сен был за­ступ­ле­ни­ем «Оди­гит­рии» при Кон­стан­тине По­го­на­те (668–685) от са­ра­цин, ко­то­рые семь лет оса­жда­ли Ви­зан­тию. Боль­шая часть ко­раб­лей и 30000 непри­я­те­лей, по мо­лит­вам Церк­ви и пред­ста­тель­ству Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­гиб­ли пред сте­на­ми го­ро­да от гре­че­ско­го ог­ня и ко­раб­ле­кру­ше­ния.

На­ко­нец, в тре­тий раз Кон­стан­ти­но­поль со­хра­нен был за­ступ­ле­ни­ем Оди­гит­рии при Льве Ис­ав­ре (716–741) от са­ра­цин. В цар­ство­ва­ние Льва Ис­ав­ря­ни­на са­ра­ци­ны окру­жи­ли Кон­стан­ти­но­поль на 1800 су­дах в на­деж­де рас­хи­тить его. Жи­те­ли го­ро­да, взяв все­чест­ное дре­во Кре­ста Гос­по­да и Спа­си­те­ля и св. ико­ну «Оди­гит­рии», со­вер­ши­ли по сте­нам го­ро­да крест­ный ход со сле­за­ми уми­ло­стив­ляя Гос­по­да. Флот са­ра­ци­нов по­чти весь по­гиб от чрез­вы­чай­ной бу­ри в Эгей­ском мо­ре, и ед­ва де­сять ко­раб­лей оста­лись це­лы; тру­пы вра­гов гру­да­ми по­кры­ва­ли ост­ро­ва, бе­ре­га и вхо­ды к при­ста­ням.

Див­ную по­мощь «Оди­гит­рии», бла­го­дат­но по­дан­ную ве­ру­ю­щим, Цер­ковь вспо­ми­на­ет и про­слав­ля­ет в суб­бо­ту пя­той неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста, по­то­му что пер­вое из­бав­ле­ние Кон­стан­ти­но­по­ля по­мо­щью «Оди­гит­рии» бы­ло око­ло это­го вре­ме­ни. При­том Ма­терь Бо­жия есть спо­спеш­ни­ца и по­ка­я­нию. Ее со­дей­стви­ем пра­во­слав­ные по­беж­да­ют вра­гов ви­ди­мых и неви­ди­мых. Ее по­мо­щью гре­ки мно­го­крат­но по­беж­да­ли неве­ру­ю­щих, а Ма­рия Еги­пет­ская, вос­по­ми­на­е­мая в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы и в сле­ду­ю­щий вос­крес­ный день, по­бе­ди­ла грех свой.

Бо­го­слу­же­ние, со­вер­ша­е­мое в суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в честь Бо­го­ро­ди­цы, на­зы­ва­ет­ся по­хва­лой и сто­я­ни­ем, по­то­му что хва­леб­ные пес­ни Бо­го­ро­ди­це пер­во­на­чаль­но при­не­се­ны бы­ли ве­ру­ю­щи­ми стоя, в про­дол­же­ние но­чи. От­че­го хва­леб­ное пе­ние в честь «Оди­гит­рии», до­се­ле со­вер­ша­е­мое Цер­ко­вью, на­зы­ва­ет­ся Ака­фи­стом, или сто­я­ни­ем. «Не се­даль­ный же (Ака­фист) ре­че­ся, зане про­сто сто­я­ще то­гда вси лю­дие, Ма­те­ри Сло­ва песнь вос­пе­ша».

К уте­ше­нию и обод­ре­нию по­стя­щих­ся, Пра­во­слав­ная Цер­ковь и в пя­тую неде­лю Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на Ли­тур­гии чте­ни­ем Апо­столь­ским вну­ша­ет о спа­си­тель­ном дей­ствии крест­ной жерт­вы за нас Сы­на Бо­жия: Хри­стос же при­шед ар­хи­ерей гря­ду­щих благ ни кро­вию коз­лею, ни­же тель­чею, но сво­ею кро­вию вни­де еди­ною во свя­тая, веч­ное ис­куп­ле­ние об­ре­тый. А чте­ни­ем Еван­ге­лия пред­ва­ри­тель­но на­по­ми­на­ет по­стя­щим­ся о при­бли­жа­ю­щей­ся ра­до­сти вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, про­ро­че­ствен­ны­ми сло­ва­ми Иису­са Хри­ста, чи­та­е­мы­ми в Ли­тур­гий­ном Еван­ге­лии неде­ли: се вос­хо­дим во Иеру­са­лим, и Сын Че­ло­ве­че­ский пре­дан бу­дет ар­хи­ереом и книж­ни­ком: и по­ру­га­ют­ся ему, и уяз­вят его, и оплю­ют его, и убьют его, и в тре­тий день вос­креснет ().

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *