Удастся ли российской власти удержать цены на бензин после 1 марта?

Официальные данные отечественного Минэнерго свидетельствуют о том, что объем экспорта нефтепродуктов из Российской Федерации по итогам января текущего года резко подскочил. Доля автомобильного бензина, отправившегося за границу за рассматриваемый период, выросла на 60% к отметке декабря 2018-го. Доля дизеля показала в свою очередь 30-процентный рост, отмечено в материалах энергетического ведомства нашей страны.

Увеличение экспорта наряду с повышением НДС, акцизов и НДПИ в значительной степени повышают, разумеется, степень риска новых скачков цен на бензин. Независимые аналитики предупредили, что это вполне возможно, начиная уже с 1 апреля.

О причинах роста

Данные диспетчеров центрального управления отечественного ТЭК, которое подчиняется Минэнерго, свидетельствуют о том, что наши нефтяники экспортировали за январь в общей сложности 332,7 тысячи тонн высокооктанового автомобильного бензина (экологический 5-й класс).

Если сравнить с тем значением, которое было зафиксировано в декабре минувшего года, то рост превысил в данном случае 60-процентную отметку. Утечка дизеля в направлении внешних рынков составила 3,1 миллиона тонн, а это приблизительно на одну треть выше декабрьского уровня и на 15 процентов больше объемов, полученных внутренним рынком страны, отмечают специалисты отрасли.

Период с декабря по ноябрь 2018-го продемонстрировал при этом обратную пропорцию — потребителям в России наши нефтяники направили заметно больший объем солярки, если сравнивать с иностранными.

Отечественные энергетики говорят, что вполне можно аргументировать тот факт, что ряд российских НПЗ увлекает экспортная альтернатива. Однако, в совокупности с некоторыми иными факторами это неизбежно влечет за собой, по их словам, довольно серьезный дополнительный риск скачка цен на бензин после 31 марта. Уточним, что этот срок фигурирует по той причине, что в указанную дату завершается срок сделки российской власти с представителями отечественной «нефтянки».

Федеральная служба государственной статистики обнародовала данные мониторинга потребительских цен на автомобильное топливо за неделю с 28 января по 3 февраля 2019 года. Выяснилось, что за этот период в среднем они выросли на 34 копейки — с 43,77 до 44,11 рубля.

За прошедшую неделю рост цен на бензин отмечался в пяти центрах субъектов РФ. Более всего автомобильное топливо подорожало в Тюмени — на 2,2%. Снижение цен на бензин также было зафиксировано в 13 центрах субъектов РФ. Наиболее заметно он подешевел в Иркутске — на 2,1%, Магадане — на 1,1% и Кызыле — на 0,9%.

В Москве и Санкт-Петербурге стоимость бензина не изменилась: АИ-92 в столице стоил от 40,9 до 43,99 рубля за литр, АИ-95 — от 44,89 до 48,99 рубля. В Санкт-Петербурге бензин марки АИ-92 обходился от 40,2 до 43,12 рубля за литр, АИ-95 — от 43,3 до 46,6 рубля.

Как будут вести себя розничные цены на топливо дальше, догадаться несложно. Они в любом случае должны расти в пределах инфляции. Если этот рост окажется более существенным, скорее всего, правительство инициирует новое соглашение о заморозке цен с нефтяниками. Так или иначе, правительство оставило себе «секретное оружие» в борьбе с нефтяниками — возможность увеличения экспортных пошлин на нефтепродукты до 90%, напоминает РИА Новости.

«Все автолюбители знают, что розничные цены на внутреннем рынке со снижением нефтяных цен не коррелируют, значит снижения цен на заправках ждать не приходится. Цены могут начать расти, если повторится сценарий 2018 года, но сдержать их должен демпфер», — приводит агентство цитату из исследования, подготовленного руководителем управления рейтингов корпоративного сектора НРА Кириллом Кукушкиным.

БУДЕТ ЛИ СКАЧОК ЦЕН НА БЕНЗИН ПОСЛЕ 1 МАРТА?

Факторы:

1. В январе 2019 г. на экспорт ушло 332,7 тыс. тонн бензина пятого класса. Рост относительно декабря 2018 г.  + 60%. Показатель по дизтопливу — 3,1 млн тонн, рост + 32%.

2. Правительство повысило акцизы на дизельное топливо и бензин с 1 января 2019 года на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну, то есть на дизтопливо до 8541 руб. за тонну, а на бензин  до 12 314 руб. Доля акциза и НДПИ составляет свыше 40% в ГСМ.

3. Рост до 20% НДС.

4. Весной — посевная и будет рост потребления ГСМ + на дорогу чаще начнут выезжать дачники, которые зимой ездят реже.

5. Независимые сети АЗС загибаются по всей стране, если только не жульничают с разбодяживанием топлива.

Соглашение Козака с нефтяниками заканчивается 31 марта. Если компромисс по доходам нефтяников будет найден, то заключение нового Соглашения состоится заранее. Если нет, то опять ВИНКам дадут поиграть в рост цены, чтобы потом её типа сдержать, но уже на уровне превышающем нынешние цены. Сечин не зря атакует соглашение ОПЕК, мало кто обратил внимание, что в письме есть вторая часть — просьба о предоставлении льгот для Роснефти по Приобскому месторождению нефти.

Если РН дадут такую льготу, то они частично закроют дыру в бюджете и пойдут на встречу Козаку. Если нет, то мы помним как РН жестко действовала осенью. С другой стороны, если дать льготу РН и не дать другим, то появится вопрос о неравенстве условий ведения бизнеса для Газпромнефти, ЛУКОЙЛа и других.

Вопрос роста цен на бензин — политический со всех сторон, но для нас — политологов в первую очередь он связан с продолжающимся падением доверия к власти в целом. Так в мае можно укатиться к очень низким показателям и с ними остаться до осени, когда новые выборы в регионах могут опять сильно удивить. В общем, у Козака тяжелая задача. Фактически нерешаемая без резких решений, отмечает ТГ-канал «Политджойстик».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *