Сегодня 4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы: история, как праздновать, что можно и что нельзя делать

Сегодня 4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы: история, как праздновать, что можно и что нельзя делать. 4 декабря христиане отмечают один из наиболее значимых церковных праздников

В канонических Евангелиях упоминаний о событии, которое считается одним из главных в истории христианства, нет. О нем известно из Священного Предания и сложившейся к Х веку латинской версии детства Девы Марии и Иисуса — «Евангелия Псевдо-Матфея». Введение во храм Пресвятой Богородицы считается третьим великим праздником церковного года — он следует за Рождеством Пресвятой Богородицы и Воздвижением Креста Господня.

Рассказываем о его значении и традициях.

О чем говорит название праздника?

Полное название праздника — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В этот день христиане вспоминают церковное предание о том, как праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Деву Марию в Иерусалимский храм. Дева Мария родилась у праведных, но бездетных Иоакима и Анны после того, как они дали обет: если у них родится дитя, посвятить его на служение Богу — отдать на воспитание при храме. По преданию, в Иерусалимский храм вели 15 высоких ступеней. Богородица без помощи взрослых быстро преодолела ступени и взошла к храму.

Согласно Священному Преданию, со дня прихода в храм началась долгая и трудная дорога Божией Матери. Богородица жила и служила при храме вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.

Как празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы?

Этот праздник подводит верующих к главному после Пасхи празднику — Рождеству Христову.

4 декабря на утренних службах в церквях начинают петь «Христос раждается…», и христиане готовятся к Рождеству. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы принято приводить детей на первую исповедь. По православной традиции обычно дети начинают исповедоваться с семи лет. В этот день в своих проповедях священники говорят о том, как важно приобщать детей к вере.

Не рекомендуется заниматься тяжелой работой, стиркой, шитьем, уборкой и другими домашними делами. Считается, что в этот день лучше не давать в долг. Можно сходить в гости или позвать к себе друзей.

Народные традиции и приметы в этот день

В народе праздник называли Введение, Ворота зимы, Праздник молодой семьи или Ввезение. Народные поговорки связывают Введение с началом зимы: «Введенье пришло — зиму привело», «На Введенье — толстое ледененье». Считалось, что если на 4 декабря мороз, все зимние праздники будут морозными, и наоборот.

В этот день проводили веселые и многолюдные ярмарки, катались на санях с горок и на тройках лошадей. После праздничного богослужения в храмах крестные родители угощали крестников сладостями, дарили подарки, санки-салазки. В день Введения крестьяне переходили с телег на сани и совершали пробный выезд. Сыгравшие накануне свадьбу молодые семьи наряжали сани и выезжали на люди.

Праздничный стол

Введение во храм Пресвятой Богородицы приходится на Рождественский пост, который также называется Филиппов пост. В этот день, как и в другие церковные праздники, совпадающие с постом, разрешается есть рыбу.

Когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря по новому стилю праздник Введения отмечается практически повсеместно. Исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых Введение во храм Богородицы отмечается 29 ноября, и отдельные календари римской церкви, где праздник был подвижным и отмечался в первое воскресенье после 11 ноября.

Согласно Священному Преданию, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский.

Однако, судя по месяцесловам, первоначально служба на Введение совершалась без особой торжественности.

В число двунадесятых праздников, которые отмечаются с особой торжественностью, Введение вошло только после XIV века.

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Что можно делать, что нельзя, как провести, традиции и приметы.

Сам праздник длиться 6 дней, после самого дня Введения во храм, идут четыре дня попразднства. Уже сегодня вечером нужно читать специальный Кондак и Тропарь (в конце статьи).

Что же это за праздник?

О жизни Девы Марии мало, что известно. Родители Девы Марии долго не могли зачать и мать молилась о даровании ей ребенка. Она молила подарить ей дитя, и если родиться мальчик или девочка она посвятит жизнь ребенка служению Господу Богу. Во время очередной молитвы к ней явился ангел, который возвестил о том, что ей будет даровано дитя, девочка. И по исполнению трехлетнего возраста, соблюдая данный обет, мать отвела Марию в Иерусалимский храм, где девочка изучала священное писание и жила под постоянным присмотром Архангела Гавриила. В 12 лет Дева Мария покидает храм, когда Архангел Гавриил сообщает о будущем рождении от ее чрева Иисуса Христа (Благовещенье) .

Праздник Введения во Храм — считается вторым рождением Богородицы и начало ее пути очищения и просвещения, чтобы стать Матерью Божьей

Традиции и запреты праздника

Не забывайте, что сейчас идет рождественский пост и, естественно нужно придерживаться его правил, чтобы очистить душу и тело перед Рождеством Христовым.

  • Еще с вечера посещали службу в храме
  • Рано утром в сам праздник, также нужно посетить храм и прочесть специальные молитвы
  • На Руси в этот день ходили в гости. Народная примета сулит счастье и удачу если первым гостем в доме стал молодой обеспеченный мужчина.
  • Накрывали праздничный стол, согласно посту(разрешена рыба).
  • Также на Руси сны, которые снились в эту ночь, считались вещими, поэтому их старались запомнить

Запреты или что нельзя делать в этот день?

  • Уборка, стирка, также посещение бани
  • Ссоры, ругань, сквернословие
  • По народным традициям и поверьям в этот день нельзя никому ничего одалживать
  • Несмотря на то, что было принято устраивать праздничные гулянья на Руси, большую часть времени нужно было посвятить молитве и покаянию своих грехов.

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечается 3 декабря

Предпразднство – это один либо несколько дней, предшествующих определенным большим праздникам. Главной их задачей является, подготовка верующих к празднеству торжественного дня, отметил информационный сайт rsute.ru. Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы приходится на один день, 3 декабря.

История возникновения предпразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы состоит в таком же взаимоотношении к Рождеству Богоматери, как Сретение Господне к Рождеству Христову. Очевидно, первоначально данный праздничный день был приурочен к такому же жертвоприношению в монастырь Богоматери, равно как немало позже был доставлен сюда и Иисус. Однако далее с древним значением торжества объединили прошлое и о том событии из раннего возраста Богоматери, воспоминания о котором донесли древнейшие апокрифы.

Вполне возможно, что праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы появился ещё позже чем торжество Её Рождества. Несмотря на это, имеется мнение и о том, что его возникновение сопряжено с работой св. Императора Юстиниана I, который создал в 543 г. в Святой Земле на руинах иудейского иерусалимского большую церковь, отданную Пресвятой Богородице. В первый раз на христианском Востоке данный праздничный день все же упоминается, уже в VIII ст.

В IX столетии на Востоке он уже приобретает повсеместное продвижение, только, все ещё не в числе главнейших годовых праздников. Со временем торжество Введения во храм обретает в церковном осмыслении все больший смысл. К XII ст. образ его уяснения в священной практике уже подобен к нынешнему. Совместно с тем, торжество Введения во храм Пресвятой Богородицы вступило в число двунадесятых только уже после XIV века.

Предпразднство и попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, специфика праздничного священнодействия
Основные тексты торжественного богослужения относятся к писаниям Георгия, епископа Никомидийского (IX в.) — песнопения на литии, первостепенный канон, Василия Пагариота, епископа Кесарийского (X в.) — второстепенный канон. Начиная с ХII века можно найти, в литургийных монументах, весьма схожую к нынешней практику проведения литургии Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы обладает единственным днем предпразднства и 4 днями попразднства. Поэтому, все время праздника Рождества Богородицы включает 6 суток. Торжество Введения богослужебно сопряжен с предстоящим праздничным днем Рождества Христова. Включая со дня Введения во храм на службе в монастырях напевается рождественская катавася: “Христос раждается, славите”.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: история, иконы, молитвы, проповеди (+видео)

Введение во храм Пресвятой Богородицы: история, иконы, молитвы, проповеди (+видео)

Содержание статьи

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы. Как это было?
  • Иконы введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Молитвы
  • Проповеди
  • Статьи

4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Как это было?

По сохраненным Преданием рассказам, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский Музей, Спб.

Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский музей, СПб.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Но в церковном Предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

Иконы введения во храм Пресвятой Богородицы

Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция

Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция

Фрагмент эпистилия. Кон. XII в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция

Фрагмент эпистилия. Кон. XII в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в.

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в.

Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Двусторонняя икона-таблетка. 2-я четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Молитвы

Текст службы Введения во храм Пресвятой Богородицы

На Малей вечерни, на Господи воззвах, стихиры, глас 1.
Подобен: Небесных чинов:

От Господа приимше обещания плод Иоаким и Анна, Божию Матерь, благоприятну жертву, в храм введоша днесь, и Захариа великий архиерей благословив прият. [Дважды.]

Святых святая во святых обитати достойно введеся, яко богоприятна жертва: и Сию девы добродетельми благоукрашаемы, впреди свещоносяще, приведоша Господу якоже сосуд священнейший.

Да отверзется дверь богоприятнаго храма: храм бо всех Царя и престол, днесь со славою внутрь прием, Иоаким возлагает освятив Господу, от Него избранную в Матерь Его.

Слава, и ныне: глас 8:

Давид провозглашаше Тебе, Пречистая, провидя освящение входа Твоего в храм: в немже концы днесь празднующе, славословят Тя, Всепетая. Яже бо прежде рождества Дева, и по рождестве пребывши нетленна, Мати Слова жизни. Днесь в храме Захариа веселится, восприем Тя Владычице, и святая святых радуются, подъемши Тя источника жизни нашея. Темже и мы псаломски вопием Ти: о нас моли Сына Твоего и Бога нашего, даровати нам велию милость.

На стиховне стихиры, глас 2:
Подобен: Доме Евфрафов:

Двери небесныя приимите Деву во святая святых, нескверную же скинию Бога Вседержителя.

Стих: Приведутся Царю девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе.

Девственнии лицы Чистую приемлите Деву, светло свещоносяще, во святая святых, яко Невесту Бога Всецаря.

Стих: Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев.

Хлеб словесный, чертог Божия Слова, из руки божественнаго ангела, приемлет обитающи во святая святых.

Слава, и ныне, подобен тойже:

Свет Тя трисиянный, вжегши Богородице, в храме славы, небесную Ти пищу посылает, величая Тя.

Тропарь, глас 4:

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Проповеди

Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения.

И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне, — едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно во Святая Святых — не вещественное Святая Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал.

И с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога… Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами: Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая вещественная дверь, и приготовь себя быть возношением Богу, сладким благоуханием, местом вселения…

Так некоторые отцы Церкви и святитель Феофан толкуют значение этого вступления Божией Матери в храм, во Святая Святых. Не тронутая грехом, не оскверненная ничем, но уже способная чистым сердцем, не оскверненной плотью, не затуманенным умом отозваться на святыню, на славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица посылается в эти глубины молитвенного, созерцательного общения.

И в другом месте того же богослужения мы читаем, как Ей тихо говорит Архангел Гавриил, чтобы Она открылась Богу и приготовилась стать местом вселения грядущего Спасителя.

Вот о чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово.

Да, в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое Святых. Да — мы осквернены; да — наши умы отуманены; да — наши сердца нечисты; да — наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых.

И в этом празднике, в словах, которые я прочел в начале, произнесенных как бы Иоакимом и Анной, разве нет призыва к каждой матери и к каждому отцу, чтобы с ранних лет — с мгновения, когда ребенок может что-то уже если не умом понять, то чуять сердцем, воспринимать чуткостью, принять благодать — сказать и нашим детям: вступи благоговейно, трепетно в ту область, куда никакая дверь — ни церковная, ни умственная, ни иная не вводит, а только безмолвное, трепетное предстояние пред Богом, — то Святое Святых — с тем, чтобы вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери Божией и стать храмом, местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах, и стать детьми нашего Небесного Отца. Аминь!

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 4 декабря 2012 года

Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

[Греч. Eisodos tes Hyperagias Teotokou en to; лат. Praesentatio S. Mariae in templo]. Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – один из ве­ли­ких цер­ков­ных празд­ни­ков, по­свя­щен­ный со­бы­тию при­ве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Ее ро­ди­те­ля­ми в Иеру­са­лим­ский храм для по­свя­ще­ния Бо­гу.

Со­бы­тие Вве­де­ния не упо­ми­на­ет­ся в ка­но­ни­че­ских Еван­ге­ли­ях и из­вест­но из бо­лее позд­них апо­кри­фи­че­ских тек­стов (греч. «Про­то­е­ван­ге­лия Иа­ко­ва» (гл. 7:2-3) (2-я пол. II в.), лат. Еван­ге­лия Псев­до-Мат­фея (IX в.)), ко­то­рые от­ра­жа­ют уст­ное пре­да­ние, но до­пол­не­ны по­дроб­но­стя­ми из биб­лей­ских книг, име­ю­щих про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние (1Пар.15 и Пс.44), а так­же из еван­гель­ской ис­то­рии Сре­те­ния (Лк.2:22-38).

Со­глас­но упо­мя­ну­тым ис­точ­ни­кам, ро­ди­те­ли Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Иоаким и Ан­на, ко­гда их Дочь до­стиг­ла 3-лет­не­го воз­рас­та, ре­ши­ли ис­пол­нить дан­ный ими ра­нее обет, по­свя­тить Ее Бо­гу, и на­пра­ви­лись в Иеру­са­лим­ский храм. Око­ло вхо­да во храм сто­я­ли при­зван­ные Иоаки­мом юные де­вы с за­жжен­ны­ми све­тиль­ни­ка­ми, для то­го чтобы юная Ма­рия воз­лю­би­ла храм всем серд­цем. Пре­свя­тая Де­ва, несмот­ря на Свой воз­раст, лег­ко пре­одо­ле­ла кру­тые сту­пе­ни хра­ма и бы­ла встре­че­на и бла­го­слов­ле­на пер­во­свя­щен­ни­ком, по пре­да­нию – За­ха­ри­ей, от­цом Иоан­на Кре­сти­те­ля. По осо­бо­му от­кро­ве­нию Она как оду­шев­лен­ный ки­вот Бо­жий (ср.: 1Пар.15) бы­ла вве­де­на во Свя­тая Свя­тых, ку­да имел пра­во вхо­дить толь­ко пер­во­свя­щен­ник од­на­жды в год (см.: Исх.30:10; Евр.9:7) – этим бы­ла яв­ле­на Ее осо­бая роль в судь­бе че­ло­ве­че­ства. Со­бы­тие Вве­де­ния ста­ло на­ча­лом но­во­го эта­па в жиз­ни Пре­не­по­роч­ной Де­вы – пре­бы­ва­ние при Иеру­са­лим­ском хра­ме, про­дол­жав­ше­е­ся до тех пор, по­ка Ей не ис­пол­ни­лось 12 лет. Жи­вя при хра­ме, Ма­рия по­свя­ща­ла Се­бя мо­лит­ве, изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ру­ко­де­лию. По про­ше­ствии вре­ме­ни Она, ре­шив­шая со­хра­нять дев­ство и уне­ве­стить­ся Бо­гу, бы­ла, дабы не на­ру­шать оте­че­ских пре­да­ний, по­ру­че­на за­бо­там Иоси­фа Об­руч­ни­ка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *