Предоставление автокефалии украинской церкви

Предоставление автокефалии украинской церкви не только не поможет преодолеть церковный раскол на Украине, но углубит его еще больше. Такое мнение высказал в интервью греческому агентству Romfea управляющий делами Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, размещенном в четверг на сайте информационно-просветительского отдела УПЦ.

«Настойчивые и упрямые попытки Константинопольского патриархата исцелить раскол в Украине с помощью предоставления автокефалии являются не лекарством, а ядом как для канонической Украинской православной церкви, так и для всего тела мирового православия», — отметил митрополит. «В Киеве есть канонический архиепископ, то есть митрополит Онуфрий, и кто-то извне хочет создать параллельную иерархию и провозгласить ее автокефальной, тот и создает раскол. Создание и существование параллельной иерархии является отличительной характеристикой раскола. Подобное мы уже переживали в Украине, и видели, как это делал Филарет [Денисенко]», — пояснил он.

Митрополит подчеркнул, что украинские политики при поддержке раскольнических религиозных групп и Константинопольского патриархата добиваются того, чтобы каноническая церковь на Украине стала нелегитимной. «Политики с помощью раскольников хотят переименовать нас из Украинской православной церкви, которой мы являемся, в «Русскую Церковь в Украине», хотят сделать нас чужими. Хотят, чтобы все стало наоборот: раскольники стали каноническими, а каноническая церковь стала раскольнической или хотя бы чужой для своего народа. И Вселенский патриархат играет на стороне врагов нашей церкви, и это причиняет нам боль», — отметил он.

«Наша церковь не признает этого действия и не будет сослужить с новой «церковью», — подчеркнул митрополит, но при этом отметил, что последствия действий Константинополя будут самыми негативными. «В семьях украинцев начнутся опять споры, будут опять захватывать наши храмы, брат пойдет на брата, будут конфликты <…> Подобные события мы уже пережили в начале 90-х годов прошлого века, когда состоялся раскол», — заключил он.

Решения и последствия

7 сентября Константинопольский патриархат «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви на Украине» назначил своих экзархов в Киеве, который является канонической территорией Московского патриархата.

Священный Синод Русской православной церкви выразил в связи с этим «решительный протест и глубокое возмущение». В заявлении Синода указывается, что действия Константинопольской церкви «являются грубейшим попранием церковных канонов» и ответные шаги Московского патриархата последуют в ближайшее время.

Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион пояснил, что Московский патриархат может разорвать отношения с Константинопольской церковью в случае легализации им украинских раскольников.

В настоящее время на Украине действуют более 12 тыс. приходов и 200 монастырей канонической церкви Московского патриархата.

Украинская православная церковь является канонической (то есть организованной согласно решениям Вселенских церковных соборов IV-VIII веках) самоуправляемой церковью. На территории Украины также действуют две крупные неканонические религиозные организации: самопровозглашенные Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

До 1920 года единственной православной юрисдикцией на территории современной Украины была единая каноническая Православная российская церковь (с 1943 года — Русская православная церковь Московского патриархата, РПЦ МП).

Последствия дипломатической катастрофы, которую претерпел Патриарх Кирилл в Стамбуле 31 августа , не заставили себя долго ждать. Константинопольский Патриарх сделал последний шаг на пути отторжения Киевской митрополии от Москвы: назначил своих экзархов в Киев, которые соберут учредительный Собор автокефальной Украинской Церкви. Московский Синод пригрозил в ответ новым глобальным расколом христианского мира, который на самом деле обернется лишь изоляцией Московской патриархии от этого мира.

Кто такие экзархи?

46-летние украинские архиереи из Америки назначены Константинопольским (Вселенским) Патриархом Варфоломеем его экзархами в Киеве. Соответствующее решение, принятое еще 31 августа, как только высокий московский гость со своей бесчисленной охраной покинул резиденцию Патриарха на Фанаре, было опубликовано под вечер 7 сентября. Экзархами стали архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский), управляющий Западной епархией Украинской Православной Церкви в США Константинопольского патриархата, и епископ Эдмонтонский Иларион (Рудник), управляющий также Западной епархией, но уже Украинской Православной Церкви Канады в составе Константинопольского патриархата. Оба иерарха родились на западной Украине, а епископ Иларион был к тому же греко-католиком. Церкви украинских эмигрантов, которые они представляют, были приняты в Константинопольский патриархат в середине 1990-х, а ранее считались «раскольническими». Московская патриархия тогда, более 20 лет назад, выразила сдержанный протест против поступка Константинопольского патриархата, который, как теперь выясняется, был совершен с дальним прицелом на Киев.

«Решение принято: Украинская Церковь будет автокефальной!» Визит патриарха Кирилла в Стамбул обернулся «крупным дипломатическим поражением» России

Слово «экзарх» по-разному понимается в Москве и в Константинополе. В состав РПЦ входит Белорусский экзархат, он представляет собой объединение епархий на территории Республики Беларусь во главе с первым епископом этой страны в сане митрополита, который имеет звание «патриаршего экзарха». Когда-то, до 1990 года, подобный экзархат РПЦ имела и на Украине. То есть это административная, руководящая должность. Однако в Константинополе экзархами чаще всего называются личные представители-посланники Патриарха, направляемые в ту или иную страну или епархию с особыми поручениями.

В нашем случае задачей экзархов является подготовка учредительного Собора автокефальной Украинской Церкви, который откроется в Киеве под их председательством в начале октября. На Соборе состоится «воссоединение» с Константинопольским патриархатом двух церковных юрисдикций, которые ныне считаются «раскольническими» — УПЦ КП (более 5 000 приходов) и УАПЦ (более 1 000 приходов). В Соборе также примут участие епископы УПЦ Московского патриархата, которые поддерживают идею украинской автокефалии, то есть полной церковной независимости (УПЦ МП, напомним, принадлежит более 12 000 приходов на Украине). Председательство экзархов придаст Собору каноническую легитимность, после чего вновь собранная из трех частей Украинская Церковь и получит Томос об автокефалии от Константинопольского патриархата.

Твердая историческая почва

Патриарх Варфоломей честно описал этот сценарий Патриарху Кириллу на встрече с глазу на глаз 31 августа. Со своей стороны, Кирилл пригрозил глобальным расколом православного мира и разными «контрсанкциями» (которые на российском политическом жаргоне называются «бомбежкой Воронежа»), после чего затаился. Его пресс-секретарь о. Александр Волков даже объявил утром 7 сентября, что Московская патриархия «берет паузу» и не будет ничего предпринимать против Константинополя. Видимо, поверили, что угрозы на Варфоломея подействовали.

Патриарх Константинопольский Варфоломей и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Елена Пальм

Но они не подействовали, и торжественно объявленная «пауза» продлилась всего несколько часов. Как только стало известно о назначении экзархов, Отдел внешних церковных связей подконтрольной Москве УПЦ МП разразился гневным заявлением о «канонической агрессии» на незыблемую «каноническую территорию» Московского патриархата.

Дело в том, что оба патриархата — Московский и Константинопольский — считают Украину, то есть древнюю Киевскую митрополию, своей. Москва привычно ссылается на акт Вселенского Патриарха Дионисия IV от 1686 года, который разрешал Московскому Патриарху совершать поставление на кафедру Киевских митрополитов. Москва считает, что тем самым Константинополь отрекся от Киевской митрополии и передал ее Москве.

Но Константинополь ни от чего не отрекался: он временно, по причинам военно-политического характера, делегировал своему московскому собрату лишь одно из своих прав в отношении Киевской митрополии, но саму эту митрополию под юрисдикцию Москвы не передавал. В течение XVIII и XIX веков напоминать об этом не было смысла — Российская империя крепко контролировала территорию, которую она тогда называла Малороссией, а Церковь в той империи была государственным учреждением.

Но как только Российская империя пала, в начале 1920-х, Константинополь возобновил свою юрисдикцию над Киевской митрополией, точнее — над той ее частью, которая осталась в свободном мире. Это были западные епархии Киевской митрополии (Волынская, Белостоцкая, Холмская и др.), оказавшиеся на территории Польши. В 1924 году они получили автокефалию от Константинопольской Церкви и ныне известны как Польская Православная Церковь.

В 1941—42 годах, по мере продвижения немцев на восток, юрисдикция этой Церкви распространилась на всю Украину — так возникла Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), с 1944 года находящаяся в эмиграции. Именно ее принял Константинополь под свой омофор в 1990-е.

Теперь, после 4 лет войны на востоке Украины, Москва вновь полностью утратила контроль над Украиной, поэтому Константинополь вынужден действовать в той логике, которую он неизменно демонстрировал в 1920-е, 40-е и 90-е годы. Упрекнуть его в какой-то непоследовательности или «вероломной агрессии» нельзя — Киевская митрополия никогда в полной мере не передавалась Московской Церкви.

Священная война

Утром 8 сентября появилось заявление Священного Синода РПЦ — и это фактически объявление войны в православном мире. Война может быть умеренной — «гражданской», если РПЦ и дальше будет признавать Константинопольский патриархат православным и не порывать с ним канонического общения, осуждая лишь его «вторжение» в Украину.

А может быть и радикальной — межконфессинальной, если РПЦ объявит Константинополь и все остальные поместные православные Церкви отпавшими в ересь, «предателями» и «врагами православия».

Горячие головы в РПЦ добиваются немедленной реализации второго сценария. Бежавший из Украины член Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ протоиерей Андрей Новиков выступил 7 сентября с обличением Константинополя в «ереси восточного папизма», бывший глава ОВЦО МП протоиерей Всеволод Чаплин назвал Патриарха Варфоломея и его Синод «лицемерами, обманщиками и еретиками», а лидер «Ассоциации православных экспертов» Кирилл Фролов призвал созвать в Москве Всеправославный собор и судить Патриарха Варфоломея, которому, как минимум, светит анафема. Фролов стал и автором мэма, заполнившего русскую православную блогосферу: 7 сентября 2018 года — это 22 июня 1941 года для Русской Церкви. Даже считавшийся либеральным председатель ОВЦС МП митрополит Иларион (Алфеев) уже несколько месяцев не устает грозить Константинополю таким новым расколом христианского мира, который превзойдет по своим масштабам раскол 1054 года (между православными и католиками).

В утреннем заявлении Синода РПЦ 8 сентября пока не объявляется об этом расколе, но ясно провозглашается, что до него остался один шаг. «Данные действия [назначение экзархов] заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового Православия, — пишут синодалы. — Священный Синод Русской Православной Церкви заявляет, что вся полнота ответственности за данные антиканонические деяния ложится лично на Патриарха Варфоломея». Очевидно, что шагом, остающимся до полного разрыва и глобальной межконфессиональной войны, как раз и станет провозглашение автокефалии в начале октября.

Притеснения канонической православной церкви на Украине

Начиная с 1989 года группы украинских националистов, сторонников униатской и автокефальной украинской церкви регулярно организовывали захваты и нападения на православные храмы Украинской православной церкви. Поддержку им оказывали как местные власти, так и представители различных политических организаций, в частности запрещенной в РФ УНА-УНСО. Первым таким случаем стал захват униатами 29 октября 1989 года Преображенского собора во Львове.

Более 10 нападений на храмы УПЦ сторонники так называемого Киевского патриархата осуществили в июне — августе 1992 года: тогда были захвачены Свято-Троицкий кафедральный собор, Свято-Феодосиевская церковь, дома епархии и семинарии в Луцке, атакованы Киево- Печерская и Почаевская лавры, епархиальные управления в Ивано-Франковске и Виннице, кафедральные соборы в Ровно, Днепропетровске, Житомире и др. 

Не прекратились насильственные акции украинских националистов и в 2000-х годах. В частности, в марте 2002 года селах Егоровка и Болгарка Одесской области сторонниками Киевского патриархата были силой захвачены храмы УПЦ, в сентябре 2010 года активисты партии украинских националистов «Свобода» атаковали место строительства храма УПЦ в киевском парке «Юность».

После смены власти на Украине в феврале 2014 года Киевский патриархат проводил крайне агрессивную политику по отношению к приходам УПЦ, системный характер приобрел захват его храмов. По данным УПЦ, за 2014-2016 годы она потеряла 40 храмов, которые перешли в подчинение Киевского патриархата. В 2017 году 19 храмов Украинской православной церкви подверглись нападениям радикалов, а с начала 2018 года было совершено 10 новых нападений. Один из последних инцидентов произошел 25 июля 2018 года: двое неизвестных злоумышленников осквернили храм Святой мученицы Татьяны в Одессе.

В 2016 году в Верховную раду было внесено два законопроекта — «О статусе религиозных организаций» и «О свободе совести и религиозных организациях», согласно которым УПЦ может быть запрещена, ее приходы конфискованы, а деятельность церкви поставлена под контроль государства.

В первом законопроекте, авторами которого стали представители коалиции «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта», предлагалось назначать митрополитов и епископов только по согласованию с органами власти. Кроме того, в одной из статей документа было прописано, что если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами, находящимися в России, власть получит право полностью запретить ее деятельность на территории Украины.

Во втором проекте, подготовленном депутатами «Народного фронта», «Блока Петра Порошенко» и «Самопомощи», парламентарии предложили законодательно регулировать принадлежность лиц к религиозной общине. Например, прописать термин «самоидентификация» и уточнить минимальное количество представителей религиозной общины, по решению которых может быть изменена подчиненность храмов конфессиям.

Более 300 тыс. граждан Украины подписали требование не допустить принятия в Раде этих документов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) обратился к лидерам стран «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия и Франция), генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и папе Римскому Франциску с призывом воспрепятствовать дискриминации православных на Украине.

18 мая 2017 года под давлением общественности Рада отложила обсуждение законопроектов, однако официальных комментариев о снятии документов с дальнейшего рассмотрения не последовало.

Попытки создания автокефальной православной церкви на Украине

Начиная с 1991 года украинские власти неоднократно предпринимали попытки по созданию автокефальной (то есть полностью самостоятельной с точки зрения церковного права) поместной православной церкви, независимой от Московского патриархата. В 1992 году в ходе поездки в Стамбул (Турция) глава самопровозглашенного Киевского патриархата Филарет Денисенко безрезультатно пытался договориться о признании своей юрисдикции Константинопольским патриархатом. В июле 1993 года Константинопольский патриарх Варфоломей I (Архондонис) официально заявил, что признает только канонического главу УПЦ митрополита Киевского Владимира (Сабодана).

В 2008 году президент Украины Виктор Ющенко вновь попытался получить поддержку Константинопольского патриарха Варфоломея. Но Вселенский патриарх не дал своего благословения на каноническое отделение Украинской православной церкви.

После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти пытаются принудительно объединить каноническую Украинскую православную церковь с раскольниками и легализовать этот процесс. Президент Украины Петр Порошенко неоднократно заявлял, что выступает за создание на Украине единой поместной церкви.

16 июня 2016 года Верховная рада направила обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею I с просьбой предоставить автокефалию новой украинской православной церкви, созданной путем принудительного объединения приходов УПЦ с Киевским патриархатом. В начале 2018 года патриарх Варфоломей на встрече с представителями УПЦ подчеркнул, что «проблемы церковного единства можно решить только каноническими, а не политическими методами».

В апреле 2018 года Порошенко написал личное письмо Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию украинской православной церкви. Он также отметил, что к его обращению присоединились представители неканонических Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. 18 апреля законопроект в поддержку обращения Порошенко был внесен группой депутатов в Верховную раду. 22 апреля синод Константинопольского патриархата рассмотрел прошение президента Украины и принял решение обсудить этот вопрос с церквями православного мира.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *