Подорожает или подешевеет техосмотр по новым правилам?

Эта программа будет формироваться на основе характеристик авто, сведений о ДТП, пробеге и т.д., отметил директор департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт» Борис Ионов

Российский оператор системы электронных паспортов технических средств (ПТС) — АО «Электронный паспорт» — разрабатывает систему мониторинга состояния транспортных средств, которая позволит создавать индивидуальную программу техосмотров (ТО) для каждой машины.

По его словам, программа ТО будет формироваться на основе характеристик автомобиля, особенностей эксплуатации, информации о пробеге, страховых случаях, отзывных кампаниях, техобслуживании и ДТП. На основе этого анализа будет формироваться либо «хорошая» история — в этом случае технический осмотр можно проходить реже, он обойдется дешевле, либо «плохая», что приведет к более частому и тщательному ТО, а значит, и более дорогому.

Отмечается, что наихудший сценарий — это введение ограничений на эксплуатацию авто с передачей сведений в ГИБДД «и даже запрет на эксплуатацию».

Ряд операторов ТО уже поддерживают такие предложения, сообщил изданию Ионов. Он также добавил, что для запуска системы оператор должен накопить определенную историю автомобилей, на что может уйти несколько лет. Помимо этого, нужно будет вносить изменения в закон «О техосмотре» и другие нормативные акты.

На данный момент новые автомобили возрастом до трех лет техосмотр не проходят вообще, а машины возрастом от трех до семи лет — раз в два года, затем ежегодно. Автобусы, такси и некоторые типы грузовиков проходят технический осмотр каждые шесть месяцев.

Техосмотр хотят привязать к пробегу и количеству аварий

Регулярно попадающие в ДТП транспортные средства или машины с большими пробегами, как, например, такси, будут проходить технический осмотр чаще
Правительство ужесточило Правила проведения технического осмотра транспортных средств. К чему стоит готовиться водителям?

Такой вариант реформы процедуры ТО уже разрабатывается после внедрения системы электронных паспортов транспортных средств, пишет газета «Коммерсант». Речь идет о сервисе, позволяющем создать «индивидуальную программу» ТО для машины на основе ее характеристик, особенностей эксплуатации, данных о ДТП, страховых случаях, пробеге, техобслуживании и отзывных кампаниях.

На основе анализа будет формироваться либо «хорошая» история: в таком случае, техосмотр можно проходить реже, и он обойдется дешевле, либо «плохая». При этом варианте владельца автомобиля ждет более частое и тщательное ТО, а значит, и более дорогое. Наихудший сценарий — введение ограничений на эксплуатацию автомобиля с передачей сведений в ГИБДД и даже запрет на эксплуатацию.

«Индивидуальные программы ТО можно сделать даже для конкретных моделей, категорий автомобилей. Например, обычному автомобилю ТО достаточно проходить раз в год, а для такси с ежегодным пробегом под 200 тыс. км стоит проходить проверки, скажем, раз в три месяца», — говорит директор департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт» Борис Ионов. Ряд операторов ТО уже поддерживают такие предложения, утверждает он.

«Разумеется, сначала надо создать условия, в системе ЭПТС должна накопиться определенная история автомобилей, на это может уйти несколько лет. Кроме того, необходимо будет вносить изменения в закон «О техосмотре» и другие нормативные акты»

Ряд экспертов к инициативе отнеслись настороженно. «Идея, конечно, хорошая, но в настоящий момент это непосильная задача,— говорит гендиректор компании “Услугиавто” Юрий Пархоменко. — Для начала необходимо решить проблему с повальной продажей диагностических карт без фактического проведения диагностики автомобиля. Иначе мы получим сервис по продаже “хорошей” истории для “плохого” автомобиля». Гендиректор союза «Техэксперт» (объединение операторов техосмотра) Сергей Зайцев также считает, что реализация новой системы в сегодняшних реалиях «невозможна».

Напомним, что с 1 июля в России появилась возможность оформления электронного ПТС на автомобиль. При этом выдача бумажных «паспортов» на новые машины пока не прекращается. Переходный период будет действовать до ноября 2019 года. В отличие от традиционного бумажного ПТС, в электронном будут также данные об ОСАГО, техосмотре, другие сведения.

Техосмотр по-новому: что с ним не так?

Правительство ужесточило Правила проведения технического осмотра транспортных средств. К чему стоит готовиться водителям?

О готовящихся поправках говорили давно. Однако сам законопроект, подготовленный Минэкономики, был внесен в правительство только в конце 2017 года. А 12 февраля 2018 года правительство РФ неожиданно приняло постановление «О внесении изменений в “Правила проведения технического осмотра транспортных средств”». Новый документ корректирует правила, принятые еще в 2011 году. Правда, новые поправки оказались не столь радикальными, как ожидалось.

Что же поменялось?

Почти весь объём нового 11-страничного документа — более точное описание неисправностей, при которых ТС не сможет пройти техосмотр. Вот пример: по новым правилам, не допускается установка на рассеиватели световых приборов окрашенных или бесцветных оптических деталей и плёнок (то есть «бронированные» специальной плёнкой фары — вне закона).

Кроме того, теперь, отправляясь на ТО, водителю придется брать с собой медицинскую аптечку. А вот огнетушители теперь должны отвечать «пункту 11.4 приложения № 8 ТР ТС 018/2011», хотя раньше было написано проще: «ТС категорий M1 и N должны быть оснащены не менее чем одним порошковым или хладоновым огнетушителем ёмкостью не менее 2 литров».

Помимо этого, поправки в правила проведения техосмотра фактически ставят крест на попытке получить диагностическую карту с незарегистрированным тюнингом: «транспортные средства, в конструкцию которого, вопреки требованиям Технического регламента, внесены изменения, к эксплуатации допускаться не будут».

Это — у легковушек. А еще техосмотр стал жестче для автобусов. Например, для автобусов категорий М2 и М3 продолжительность техосмотра увеличилась на 5-7 минут. Кроме того, отныне прописаны временные нормативы для специального транспорта, включая эвакуаторы, цистерны и тому подобное.

Наконец, поменялись и некоторые другие мелочи. Например, теперь четко сказано, что шипованные шины должны быть установлены на всех колёсах ТС — это было понятно, но правилами не прописано. Также вполне логично, что бланк диагностической карты немного изменится — неисправности-то прописаны подробнее.

Чего ждать водителям?

Хорошие новости: для большинства водителей принципиально ничего не поменяется. Да, формально техосмотр ужесточили, но фактически владельцам стандартных легковушек не придется как-то особенно готовиться к процедуре ТО, если, конечно, не считать покупку новой аптечки.

Данная реформа — это стремление показать, что что-то делается, ничего не предпринимая. Поэтому вялотекущая коррупция в этой сфере будет продолжаться. Сейчас техосмотр — ненужная вещь, но она не сильно обременяет на фоне других «неприятностей» для водителей. Поэтому тотального протеста нет. А вот если бы серьезно ужесточили процедуру, неизвестно, чем бы это все обернулось. Тем более — накануне выборов.
Виктор Похмелкин

председатель «Движения автомобилистов России».

Некоторые опасения может вызвать пункт о незарегистрированном тюнинге… Но на самом деле для водителей в этом плане нет ничего нового! Дело в том, что ГИБДД уже несколько лет уделяет пристальное внимание автомобилям с доработками. И, фактически, водители и без реформы техосмотра самостоятельно выбирают — отказываться ли им от переделок своего железного коня, или регистрировать их по закону.

Мы несколько лет живем в «новой реальности». «Период удивления автовладельцев» уже прошел. Все любители тюнинга знают, что для того, чтобы им воспользоваться, нужно сделать запись в СТС
Петр Шкуматов

координатор движения «Синие Ведерки»

Значит, «можно выдохнуть»?

Расслабляться пока что рано. Дело в том, что нередко большие изменения начинаются с малых шагов. Взять, к примеру, платные парковки в Москве. Сначала водителям обещали, что они никогда не выйдут за пределы центра города, но в итоге мы видим их даже на окраине. Точно так же может получиться и с техосмотром.

Здесь важно обратить внимание на изначальный проект. А там звучали куда более радикальные предложения. Например, Минэкономики предлагало вернуть штраф за непройденный ТО и вычислять нарушителей с помощью дорожных камер. Кроме того, планировалось, что страховые компании смогут подавать к виновникам ДТП регрессный иск о возмещении убытков, если авария произошла из-за технического состояния автомобиля. Саму процедуру техосмотра предлагалось снимать на видео, а для операторов техосмотра хотели ввести уголовную ответственность за выдачу диагностической карты без прохождения ТО. Контроль же за работой операторов планировалось передать Ространснадзору. Наконец, количество параметров, по которым проверяется легковой автомобиль, планировалось увеличить с 68 до 85-90. А еще Российский Союз Автостраховщиков (РСА) предлагал ввести на федеральном уровне единый минимальный тариф на процедуру ТО — 1000 рублей.

Всего этого в измененных правилах мы не увидели. Или пока не увидели? Ведь где гарантии, что к более жесткому варианту не вернутся позже? Например, после выборов президента?

А что стоило бы сделать?

В первую очередь, определиться с целями и задачами реформы. Ведь до сих пор непонятно, зачем она вообще нужна! Скажем, если мы хотим снизить количество тяжелых ДТП из-за неисправных грузовиков, автобусов и такси, то ужесточать техосмотр нужно для коммерческого и общественного транспорта, а не для личного. Более того, для обычных автомобилистов техосмотр можно было бы или отменить, или упростить. Знаете ли вы, что в большинстве штатов США техосмотр сводится к проверке тормозов, колес, ремней и подушек безопасности, а также уровня вредных выбросов, а в 14 штатах его вообще нет? Но из-за неисправности транспортных средств там происходит менее 3% аварий, при том, что автомобилей в этой стране значительно больше, чем в России: примерно 255 миллионов против 50 миллионов в нашей стране.

Если же говорить о коррупции в области выдачи диагностических карт, то несколько странно бороться с ней, «закручивая гайки». Допустим, за операторами ТО будут следить специальные контролёры Ространснадзора. Но кто будет контролировать контролеров? Да и если сама процедура ТО станет сложнее, автомобилистам будет проще «купить» техосмотр, чем пройти его честно — до 2012 года все было именно так.

Техосмотр для большинства автомобилей, регулярно проходящих техобслуживание — абсолютно бессмысленная процедура. Для того, чтобы выявить 2-3% машин, эксплуатацию которых действительно стоило бы запретить, власти устраивают «сплошной просев» и достигают обратного эффекта. Если 82% ДТП из-за неисправностей происходит по причине покрышек и дефектов тормозной системы, какой смысл увеличивать количество проверяемых параметров?
Петр Шкуматов

координатор движения «Синие Ведерки»

«Ужесточение всегда дает только всплеск коррупции. Почему? Потому что удлиняется цепочка, вся процедура становится дороже и длиннее. Нам бы подумать, а нужна ли вообще вот эта процедура? Потому что в чем идея была: машина проверена, и если не дай Бог с ней что-то случилось, ответственность несет не столько водитель, сколько тот, кто этот техосмотр проводил. Но на практике ничего подобного не происходит. Доказать вину оператора ТО невозможно. Поэтому давайте оставим эту процедуру там, где это можно проконтролировать и где есть наши международные обязательства — коммерческий транспорт, пассажирские и международные перевозки», — уверен Виктор Похмелкин, председатель «Движения автомобилистов России»

А еще процедуру техосмотра можно было бы просто перепоручить авторизированным сервисам. Ведь если человек приехал на станцию техобслуживания, мастера наверняка расскажут ему о всех имеющихся неисправностях. То есть по сути проведут техосмотр. А раз так, то и дополнительная процедура не особо нужна, а водители бы были рады экономии времени.

Если реформировать техосмотр, сконцентрироваться нужно именно на выявлении самых опасных неисправностей, а также на регулярном контроле коммерческого и пассажирского транспорта. Для простых же водителей данная процедура должна быть максимально простой. Иначе ТО будут «покупать» еще чаще, чем сейчас, а ситуация с безопасностью никак не поменяется.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *