Минимальная зарплата с 1 мая не 11 163, как МРОТ, а 11163 — 13%ПН= 9711 рублей 81 копейка

Зарплата с 1 мая не 11 163, как МРОТ, а 11163 — 13%ПН= 9711 рублей 81 копейка

Впервые в истории современной России минимальный размер оплаты труда (МРОТ) сравняется с прожиточным минимумом. Регионы получат дополнительные 16 миллиардов рублей для реализации инициативы главы государства.

На сегодняшний день момент МРОТ установлен в размере 9 тысяч 489 рублей в месяц, что составляет 85% от величины прожиточного минимума. С 1 мая, согласно закону, он составит 11 тысяч 163 рубля, что равно величине прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал 2017 года. Таким образом, суммарное повышение МРОТ в нынешнем году составит 43%.

Проект закона был инициирован лично главой государства Владимиром Путиным после встречи с рабочими Тверского вагоностроительного завода. Тогда же президент пообещал, что МРОТ будет приравнен к прожиточному минимуму уже в начале мая этого года, а не с 1 января 2019 года, как это предусматривалось аналогичным законом, принятым Государственной думой в декабре прошлого года. Повышение МРОТ затронет, по разным оценкам, от трех до пяти миллионов человек, чьи заработные платы автоматически вырастут.

Председатель думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов пояснил «URA.RU», что повышение МРОТ является «большим и серьезным шагом».

«Это, конечно же, заметят миллионы людей — в первую очередь те, кто трудится в бюджетной сфере. Речь идет об учителях, медицинских работниках. Во всяком случае, больше денег будут получать те, у кого сегодня небольшая зарплата», — сказал парламентарий. По его мнению, в будущем государству необходимо подумать над тем, чтобы освободить от уплаты подоходного налога ту категорию граждан, чья заработная плата не превышает двух МРОТ.

По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, повышение МРОТ является крайне важным решением как с социальной, так и с экономической точки зрения. «Если улучшится материальное положение миллионов россиян, то это означает, что они смогут покупать больше товаров. Это в свою очередь явится поддержкой отечественного производителя, национальной экономики. Так что цепочка очевидная и крайне важная для сбалансированного развития всей страны», — пояснил он.

Экономический аналитик Артем Ермолаев подтвердил, что во многих бюджетных организациях оклад работника первого разряда привязан к величине МРОТ. По этой причине таким работникам можно порадоваться — их ждет ощутимое повышение денежного довольствия. Согласно прогнозам Банка России зарплаты бюджетников в среднем за 2018 год поднимутся на 14%, а это превысит прогнозируемую инфляцию более чем в три раза», — сказал он «URA.RU».

По его словам, важно и то, что заработная плата в регионе не может быть ниже установленного на федеральном уровне размера: «Именно поэтому все местные нормативные акты, противоречащие новым поправкам, должны быть пересмотрены, в ином случае их применение будет противоречить закону. Происходит это потому, что приоритет федерального законодательства перед региональным закреплен в Конституции нашей страны».

По мнению главы общероссийского общественного движения «Реформы — Новый курс» Сергея Журавского, повышение МРОТ является совершенно верным решением. Однако, по его словам, необходимо проследить, чтобы рядовые россияне почувствовали перемены к лучшему: «Очень часто бывает, что на местах могут испортить любую хорошую инициативу. Не секрет, что работодатели прибегают к самым разным ухищрениям, чтобы платить работнику меньше МРОТ. Например, переводят людей на половину ставки. Именно поэтому сегодня необходим самый жесткий контроль за соблюдением трудовых прав россиян, которые и так получают за свою работу скромные деньги», — отметил собеседник агентства.

Согласно результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), почти четверть россиян считают «зарплатный вопрос» самым проблемным.

Но сначала о том, почему вдруг на самом верху озаботились решением задачи повышения МРОТ. Первая причина, что называется, на поверхности: приближающиеся президентские выборы. Напомню, что закон о поэтапном повышении МРОТ до прожиточного минимума был принят в конце минувшего, 2017 года: сначала с 1 января 2018 года прежний МРОТ (7800 рублей в месяц) подняли до 9489 рублей в месяц, что составило 85% от прожиточного минимума; а с 1 января 2019 года МРОТ и прожиточный минимум должны были сравняться. Однако уже в текущем январе властями было принято другое решение: не дожидаясь 1 января 2019 года, приравнять МРОТ к прожиточному минимуму уже с 1 мая 2018 года, в результате чего минимальный размер оплаты труда должен достигнуть 11 163 рублей в месяц (величины прожиточного минимума во II квартале 2017 года).

Многие, наверное, не без оснований скажут: ну и пусть все эти решения связаны с выборами, лишь бы народ от этого выиграл. Но не только президентские выборы в марте 2018 года подтолкнули власти к такому решению. Была еще одна важная причина. Прошедший 2017-й был четвертым годом подряд, когда официальная статистика фиксировала падение реальных располагаемых денежных доходов населения. Представляете: с 2014-го по 2017-й уровень жизни населения непрерывно снижается: суммарно за эти годы реальные доходы упали примерно на 11%. То есть уж и кризис, как говорят власти, давно прошел, и экономика «набирает обороты», а уровень жизни людей падает. Спрашивается: кому и зачем нужен такой декларируемый экономический рост, если реальные доходы населения падают? Мне, например, это совсем непонятно, потому что убежден: экономический подъем без роста доходов населения не нужен.

Что же властям делать с этими «ножницами»: экономика вроде как растет, а население беднеет? Вот и решение: повысим МРОТ до прожиточного минимума, а потом еще ускоренно повысим… И никто не будет так уж сильно обращать внимание на падение реальных доходов населения. Но если в пропагандистском плане задача и вправду, похоже, решается, то содержательно, по существу — вряд ли.

Кстати, первое доказательство обоснованности таких сомнений состоит в том, что ведь и раньше МРОТ повышался, а реальные располагаемые денежные доходы населения все равно падали. К примеру, с 1 июля 2016 года МРОТ был повышен до 7500 рублей в месяц, а с 1 июля 2017 года — до 7800 рублей в месяц. Но снижение доходов это не остановило.

История вопроса, безусловно, важна, но не менее важен анализ того, к чему приведут нынешние решения. Итак, с 1 мая 2018 года МРОТ будет составлять не 9489 рублей в месяц, а 11 163 рубля в месяц, то есть на 1674 рубля больше. Означает ли это, что у 4 млн человек, которые, по оценке властей, сегодня получают минималку, зарплаты увеличатся именно на эту величину? Нет, совсем нет!

И раньше, и сейчас многие работники, которые официально получают минималку, на деле имеют больше. Делается это по простой причине. Официально устанавливая своим сотрудникам минимальные оклады (реально при этом выплачивая гораздо больше «в конвертах»), работодатели экономят на социальных платежах, составляющих 30% от фонда оплаты труда.

То есть здесь арифметика простая. Есть у работодателя, условно говоря, 20 тыс. рублей в месяц на каждого работника (вместе с социальными платежами и с подоходным налогом). Одно дело, если он эти выплаты будет производить с официальных 9489 рублей в месяц, и другое дело, если это будут выплаты уже с 11 163 рублей в месяц, а остальное будет доплачивать «в конверте». Но у работодателей нет этих дополнительных денег, и они просто вынуждены будут «в конвертах» доплачивать меньше, вот и все.

Возможен, конечно, идеальный вариант: работодатель изыщет необходимые средства и на повышение минималки, и на выплату социальных платежей, а также фактически подоходного налога. Однако при оценке подобных перспектив мы должны учитывать нынешнее финансовое состояние отечественных компаний, а оно в 2017 году оказалось заметно хуже по сравнению с 2016-м: сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) российских компаний за январь–октябрь прошлого года был, по данным Росстата, на 5,3% меньше по сравнению с соответствующим показателем за тот же период позапрошлого года. Добавим к этому и тот факт, что осенью 2017 года до рекордного уровня, начиная с кризиса 2009 года, выросло число банкротств в российской экономике.

Мы просто обязаны при принятии решений, затрагивающих финансовые интересы предприятий, учитывать подобные данные, а не просто исходить из весьма спорных утверждений о том, что кризис закончился и начался экономический рост.

Так вот, если опираться на цифры, а не на слова, становится понятно, что вероятность разного рода идеальных вариантов явно невелика. Зато вполне просматриваются другие варианты для работодателя, кроме как урезание зарплаты работникам: сокращение персонала, перевод на 0,5 ставки или еще больший увод бизнеса в тень.

Таким образом, получается, что государство от всей этой акции по уравниванию минималки и прожиточного минимума с 1 мая 2018 года однозначно выигрывает, получая дополнительные налоги; работодатель, скорее всего, остается при своих; а работники рискуют проиграть, потому что из-за выросших налогов на руки они будут получать меньше или их переведут на неполную ставку, а то и вовсе сократят. Статистически это немного улучшит ситуацию с динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения, но фактически положение вещей для многих работников станет еще хуже.

Впрочем, на утверждение о том, что государство от всей этой акции однозначно выигрывает, мне могут резонно возразить, что на повышение зарплаты работников бюджетной сферы потребуются деньги — и они, конечно же, найдутся. То есть государству придется дополнительно раскошелиться. Это так, доказательством чему являются и цифры из финансово-экономического обоснования к федеральному закону, которым уже с 1 января 2018 года был повышен МРОТ до 9489 рублей в месяц: суммарные расходы на повышение зарплат работников бюджетной сферы в 2018 году составят 26,2 млрд рублей, причем треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц. Но мы также должны учесть, что и частный сектор (в той части, в какой его это коснется) также будет платить больше и страховых социальных платежей, и подоходного налога. В результате возврат государству суммарно составит примерно 35 млрд рублей. Нетрудно подсчитать, что государство действительно получит больше, чем потратит, и для повышения МРОТ с 1 мая 2018 года подобное утверждение также справедливо в полной мере.

Какие еще могут быть возражения против сказанного выше? Ну, к примеру, такие: у нас действительно есть миллионы людей, которые реально до 1 января 2018 года получали 7800 рублей в месяц, а с Нового года стали получать 9489 рублей в месяц — без всяких дополнительных «конвертов». Напомню, что речь идет о месячной заработной плате работника, полностью отработавшего норму рабочего времени в рамках своих должностных обязанностей. То есть это не полставки, не четверть ставки, и речь не идет только о «голой» ставке оклада.

Конечно, работники, реально получающие одну лишь минималку, в России есть, и они выиграют. Но таковых не так уж много — вряд ли счет их идет на миллионы, как фиксирует официальная статистика.

Так что же, МРОТ вообще не надо подтягивать до уровня прожиточного минимума? Надо, конечно. Но требуется просчитывать реальные последствия для работников, ради которых все это вроде как и делается.

Кстати, в рамках этой большой проблемы есть интересный отдельный вопрос: как корректно рассчитывать прожиточный минимум. А то 11 163 рубля в месяц — это, конечно, «мощный» минимум. Так и хочется сказать тем, кто его устанавливает: попробуйте сами пожить месяц на такие деньги…

Напомню, что задача преодоления бедности в стране была поставлена в президентском Послании Федеральному собранию еще в мае 2003 года, то есть 15(!) лет назад. И она до сих пор не решена: в стране, по официальной статистике, около 20 млн человек сегодня живут ниже черты бедности. Интересно, что в том же президентском Послании помимо задачи преодоления бедности в числе важнейших были также названы: увеличение валового внутреннего продукта в два раза и модернизация Вооруженных сил. Удвоение ВВП к 2010 году тоже благополучно провалили. Получается, что из трех важнейших задач две точно не решены.

Повышение МРОТ до прожиточного минимума — правильная в принципе мера — вряд ли сильно поможет решению задачи преодоления бедности, потому что по-прежнему отсутствует требуемая системность, а последствия принятого решения не просчитаны.

КАК НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ МОЖНО УМЕНЬШИТЬ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ЗАРПЛАТЫ И СЭКОНОМИТЬ НА УПЛАТЕ НДФЛ – ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ

НДФЛ – это обязательный налог, уплачиваемый всеми физическими лицами с полученного дохода.

Заработная плата, начисляемая по трудовым договорам, также облагается подоходным налогом.

Однако обязанность по его перечислению в ФНС ложится на работодателя, который удерживает положенный процент из начисления работника.

Можно ли как-то уменьшить налоговую подоходную нагрузку? Есть ли законные способы, которые позволят сэкономить на перечислениях в ИФНС?

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Как минимизировать НДФЛ с заработной платы?
    • Пример
  • Как сэкономить, если есть дети?
    • Пример
  • Как снизить при наличии расходов на жилье, обучение, лечение?
    • Пример
  • Можно ли не платить?
  • Выводы

КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ НДФЛ С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ?

Каждый месяц работодатель отнимает от начисленной зарплаты 13 процентов, перечисляет его в ФНС, а остаток выдает работнику. Это достаточно существенная сумма.

Порядок удержания и уплаты НДФЛ с доходов работника.

Например, при начисленной заработной плате в 30 тыс. руб. работнику выдают только 26 100, а 3 900 платится в качестве подоходного налога в ФНС.

Можно ли как-то снизить налоговую нагрузку, сэкономить на уплате процентов в налоговую?

НК РФ гласит – если работник оплатил заработанными деньгами, с которых удержан НДФЛ, определенные расходы, то уплаченный с них налог может быть возвращен через ФНС или через работодателя.

Также уменьшить удержание возможно в случае наличия некоторых статусов (инвалида, ветерана и т.д.) либо детей.

При наличии определенных расходов можно либо вернуть налог через ФНС в следующем году, либо не платить его ежемесячно в текущем году у работодателя.

Данная льгота называется налоговым вычетом – не облагаемая налогом определенная сумма, которая отнимается от заработной платы перед налогообложением.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены следующие виды вычетов для работающих граждан:

  • Стандартный (ст.218 НК РФ) – предоставляется тем работникам, у которых есть дети, а также при наличии определенных статусов – инвалида, ветерана, участника ликвидации радиационных аварий и т.д.
  • Имущественный (ст.220 НК РФ) – положен физическим лицам, которые купили или построили любой вид жилья.
  • Социальный (ст.219 НК РФ) – предоставляется лицам, которые оплатили учебу или медицинские услуги за себя или родственника.

Сумма вычета, прописанная в Налоговом кодексе РФ, отнимается от начисленной зарплаты. Подоходный налог рассчитывается от разности, тем самым он снижается.

Размеры вычетов:

  • на детей – 1400 на первых двух, 3000 на следующих;
  • на детей инвалидов – 6000 или 12000 в зависимости от того, кто воспитывает ребенка;
  • 500 руб. —  стандартный для отдельных категорий граждан из пп.2 п.1 ст.218 НК РФ, например, для ветеранов и пострадавших от радиактивных аварий;
  • 3000 руб. – стандартный для отдельных категорий из пп.1 п.1 ст.218 НК РФ, например, для инвалидов;
  • 120000 руб. – на обучение или лечения за себя;
  • 50000 руб. – на обучение или лечение за родственников;
  • 2 млн.руб. – по расходам на покупку или постройку жилья;
  • 3 млн.руб. – по расходам на ипотеку.

За счет чего уменьшается налоговая нагрузка при применении вычета? Рассмотрим пример.

ПРИМЕР

Исходные данные:

Работник является инвалидом, в связи с чем имеет право на стандартный вычет 500 руб.

За апрель 2018 года ему начислено 30 000 руб.

Рассчитаем подоходный налог без учета вычета и с его применением:

НДФЛ без вычета = 30 000 * 13% = 3 900.

ЗП на руки = 30 000 – 3 900 = 26 100.

НДФЛ с вычетом = (30 000 – 5 000) * 13% = 3 250.

ЗП на руки = 30 000 – 3 250 = 26 750.

То есть после применения налоговой льготы размер удерживаемого подоходного налога уменьшается на 650 руб., соответственно, на эту сумму работник получит больше зарплату.

Чтобы уменьшить НДФЛ на вычеты, нужно знать, какие льготы предусмотрены НК РФ, а также иметь в наличии подтверждающие документы.

Например, обязательно нужно сохранить все договоры, чеки, и прочие платежные документы, подтверждающие расходы, если речь идет об имущественном или социальном вычете.

Механизм действия стандартных вычетов несколько отличается от имущественных и социальных. Ниже даны пояснения.

КАК СЭКОНОМИТЬ, ЕСЛИ ЕСТЬ ДЕТИ?

Самый популярный способ снижения налоговой нагрузки на работника — это применение стандартного детского вычета. О нем знают практически все граждане.

Если есть дети до 18 лет (или очно учащиеся дети до 24 лет), то можно написать заявление

работодателю, приложить копию свидетельства о рождении и рассчитывать, что ежемесячно налог будет уменьшаться, благодаря необлагаемым налоговым льготам.

Однако снижать таким образом НДФЛ можно только до тех, пор пока общая начисленная сумма зарплаты с начала года не достигнет 350 000 руб.

Свыше этой суммы вычет не применяется до конца года.

Размеры льготы на детей:

  • 1400 руб. — на каждого из первых двух детей;
  • 3000 руб. – на второго и следующих;
  • 6000 или 12000 руб. – на ребенка с инвалидность.

Размер можно увеличить в 2 раза, если родитель имеет статус единственного, либо один из супругов отказался от данной льготы в пользу другого.

ПРИМЕР

Исходные данные:

У работницы три ребенка 5, 15 и 25 лет. Зарплата за май 2018 года начислена в размере 35 000 руб.

В стандартном случае без учета льгот ей нужно заплатить 4 550 руб. подоходного налога (13% от начисленного).

Как можно снизить НДФЛ?

Можно учесть положенные вычеты, для этого ей следует подать заявление на работу и копии свидетельств на каждого из трех детей.

В этом случае на старшего вычет она получать не будет, на среднего положен 1400, на младшего 3000, так как он в семье родился третьим.

Расчет:

НДФЛ = (35 000 – 1 400 – 3 000) * 13% = 3978 руб.

После применения вычета экономится 4 550 – 3 978 = 572 руб.

КАК СНИЗИТЬ ПРИ НАЛИЧИИ РАСХОДОВ НА ЖИЛЬЕ, ОБУЧЕНИЕ, ЛЕЧЕНИЕ?

Многие знают, что если куплено жилье, оплачено лечение или учеба, то можно в следующем году обратиться в ФНС, которая вернет 13 процентов от расходов в пределах вычета и уплаченного за прошлый год налога.

Однако не все знают, что НДФЛ можно снизить и в текущем году понесения расходов.

Для этого нужно сразу после проведения расходов обратиться с документами в ФНС, которая выдаст уведомление о том, что есть право на имущественный или социальный вычет.

Это уведомление передается работодателю вместе с заявлением о применении соответствующего вида льготы.

Получив такие документы, бухгалтерия будет ежемесячно учитывать данный вычет в течение года до тех пор, пока он не будет полностью использован.

Если одного года будет не достаточно, то в следующем работник опять обращается в ФНС за уведомлением и предъявляет его работодателю.

В ФНС можно обращаться сразу после оплаты квартиры, образовательных или медицинских услуг.

ПРИМЕР

Исходные данные:

Гражданин Петухов А.А. оплатил в январе 2018 года стоматологические услуги за лечение зубов в размере 20 000 руб.

Он официально трудоустроен и решил воспользоваться правом на социальный налоговый вычет. Для этого он в январе обратился в ФНС с заявлением о возврате 13% от расходов на лечение, договором об оказании стоматологических услуг, чеками.

Налоговая в феврале выдала уведомление о наличии права на вычет в размере 20 000 и возврате НДФЛ в размере 3 600.

Данное уведомление с заявлением Петухов передал работодателю в этом же месяце.

Бухгалтерия, начиная с зарплаты за февраль, начала применять данную льготу при налогообложении.

От этой процедуры уплачиваемый подоходный налог за 2018 год снизился.

Если предположить, что ежемесячная зарплата Петухова 15 000, то расчет будет следующим.

Расчет:

НДФЛ за февраль = 0 (использован вычет в размере 15 000 из положенных 20 000).

ЗП за февраль на руки = 15 000.

НДФЛ за март = (15 000 – 5 000) * 13% = 1 300 (использован остаток вычета).

ЗП за марта на руки = 15 000 – 1 300 = 13 700.

НДФЛ за апрель = 15 000 * 13% = 1 950 (права на вычет больше нет).

ЗП за апрель = 15 000 – 1 950 = 13 050.

Таким образом, за 2 месяца был снижен уплачиваемый подоходный налог, на уплате Петухов сэкономил 3 600 руб.

МОЖНО ЛИ НЕ ПЛАТИТЬ?

Платить налог с дохода обязаны все физические лица, с зарплаты его удерживает работодатель в обязательном порядке.

Подоходный налог с заработной платы:

  • можно снизить, если применять стандартные вычеты по НДФЛ;
  • можно не платить, если получено в ФНС уведомление о наличии права на имущественный или социальный вычет. НДФЛ не будет удерживаться до момента полного возврата положенной суммы. Например, в случае покупки квартиры, где можно вернуть до 260 000 руб., процесс возврата через работодателя может затянуться на годы, все это время работник не будет платить налог.

Таким образом, с заработной платы не платить НДФЛ можно в следующих случаях:

  • при покупке квартиры или иного жилья;
  • при взятии квартиры в ипотеку (существует отдельный вычет по ипотечным процентам);
  • при оплате лечения;
  • при оплате обучения.

ВЫВОДЫ

Можно уменьшить уплачиваемый подоходный налог с помощью применения налоговых вычетов. Это единственный законный способ снизить налоговую нагрузку или не платить НДФЛ вовсе.

Сэкономить на уплате можно в следующих случаях:

  • куплена квартира или иное жилье;
  • построен дом или иная недвижимость;
  • оплачено обучение за себя или ребенка;
  • оплачено лечение свое или родственника, куплены лекарства;
  • есть дети;
  • попадание в одну из категорий граждан, указанных в пп.1 и 2 п.1 ст.218 НК РФ.

Во всех этих случаях человек может обратиться либо в налоговую, либо к работодателю за возвратом. Возвращаться будет не весь расход, а 13 процентов от него.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *