Вторая седмица Великого Поста – о чем не забыть

Вторая седмица Великого Поста – о чем не забыть

На Вто­рой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста Цер­ковь мо­лится о бла­го­дат­ном оза­ре­нии по­стя­щих­ся и ка­ю­щих­ся, по­буж­дая хри­сти­ан к но­вым по­дви­гам.

В среду, 28 февраля, и пятницу, 2 марта, Второй седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров.

В суб­бо­ту вто­рой сед­ми­цы, 3 марта со­вер­ша­ет­ся за­упо­кой­ная служ­ба.

Во святую Четыредесятницу Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни.

Кроме того, субботы этих 2-й, 3-й и 4-й седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших.

Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

Воскресенье второй седмицы, 4 марта называется Неде­лей свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы, ар­хи­епи­ско­па Фес­са­ло­нит­ско­го.

Свя­той Гри­го­рий был ве­ли­ким по­движ­ни­ком го­ры Афон и из­ве­стен так­же как за­щит­ник Пра­во­сла­вия и об­ли­чи­тель ере­си Вар­ла­а­ма, ка­лаб­рий­ско­го мо­на­ха, от­вер­гав­ше­го пра­во­слав­ное уче­ние о бла­го­дат­ном Све­те, оза­ря­ю­щем внут­рен­не­го че­ло­ве­ка и ино­гда от­кры­ва­ю­щем­ся ви­ди­мо (на­при­мер, на Фа­во­ре и на Си­нае).

На со­зван­ном для суж­де­ния по этим во­про­сам Со­бо­ре свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма об­ли­чил ере­ти­ков и за­щи­тил уче­ние о Све­те Бо­же­ствен­ном, ко­то­рым про­си­ял Гос­подь на Фа­во­ре и ко­то­рым оза­ря­ют­ся по­движ­ни­ки, до­стиг­шие свя­то­сти.

Желаем Божией помощи и сил на пути Великого Поста!

Вторую неделю Великого поста Православная церковь называет «седмицей светотворных постов». Во время этой недели в храмах священники молят Господа о преимущественно благодатном освящении постящихся и кающихся. Пост восхваляется как путь к очищению и духовному просветлению искренне верующих.

Глубокий смысл второй седмицы поста черпается из учения Григория Паламы о нетварном Божественном свете. Учение гласит, что постичь всю глубину поста можно только с помощью праведной жизни и молитвы. Воскресенье второй седмицы Великого поста посвящено поминовению святителя Григория Паламы. Некоторые верующие в этот период обращаются к учению богослова, чтобы проникнуться и осознать важность поста и молитвы для христианина.

Таким образом, духовный подвиг дает возможность верующим постигнуть свет и соединиться с Богом. Именно поэтому ограничение в пище и соблюдение всех правил не являются главной целью поста. Ограничения – средство для очищения и просветления.

Кроме того, вторая седмица Великого поста в плане питания менее строгая, чем первая. Все мясные и молочные продукты запрещены, однако появляется больше свободы в выборе блюд. Также во вторую седмицу нет дней с полным ограничением приема пищи.

Ежедневный рацион питания во вторую седмицу Великого поста:

  • понедельник – сухоядение (сырая пища без масла);
  • вторник – горячая пища без масла;
  • среда – сухоядение (сырая пища без масла);
  • четверг – горячая пища без масла;
  • пятница – сухоядение (сырая пища без масла);
  • суббота – горячая пища с растительным маслом;
  • воскресенье – горячая пища с растительным маслом, вино.

Стоит отметить, что вино разрешается пить в воскресенье лишь сухое.

Суббота второй седмицы Великого поста называется Родительской. Принято поминать усопших родственников и близких. Всего Родительских суббот в Великий пост 3: во вторую, третью и четвертую седмицы. Верующим желательно в Родительскую субботу посетить храм, поставить усопшим свечи за упокой и попросить для них упокоения.

Вто­рая сед­ми­ца и вто­рая Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста на­зы­ва­ют­ся сед­ми­цей и Неде­лей све­то­твор­ных по­стов, во вре­мя ко­то­рых Цер­ковь мо­лит Гос­по­да о бла­го­дат­ном оза­ре­нии по­стя­щих­ся и ка­ю­щих­ся. В бо­го­слу­же­нии этой сед­ми­цы и этой Неде­ли Цер­ковь, со­кру­ша­ясь о гре­хов­ном со­сто­я­нии че­ло­ве­ка, ука­зы­ва­ет на пост как на сред­ство к бла­го­дат­но­му внут­рен­не­му оза­ре­нию, по­буж­дая хри­сти­ан к но­вым по­дви­гам по­ста.

Пра­во­слав­ное уче­ние о по­сте как сред­стве к бла­го­дат­но­му оза­ре­нию с осо­бой си­лой рас­кры­ва­ет­ся во вто­рую Неде­лю – Неде­лю свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы, ар­хи­епи­ско­па Фес­са­ло­нит­ско­го (XIV век). Свя­той Гри­го­рий, бу­дучи ве­ли­ким по­движ­ни­ком го­ры Афон, из­ве­стен так­же как за­щит­ник Пра­во­сла­вия и об­ли­чи­тель ере­си Вар­ла­а­ма, ка­лаб­рий­ско­го мо­на­ха, от­вер­гав­ше­го пра­во­слав­ное уче­ние о бла­го­дат­ном Све­те, оза­ря­ю­щем внут­рен­не­го че­ло­ве­ка и ино­гда от­кры­ва­ю­щем­ся ви­ди­мо (на­при­мер, на Фа­во­ре и на Си­нае). Вар­ла­ам не до­пус­кал воз­мож­но­сти до­стиг­нуть та­ко­го оза­ре­ния мо­лит­вой, по­стом и дру­ги­ми по­дви­га­ми са­мо­от­вер­же­ния. На со­зван­ном для суж­де­ния по этим во­про­сам Со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле в 1341 го­ду свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма, на­зван­ный сы­ном Бо­же­ствен­но­го Све­та, об­ли­чил ере­ти­ков и за­щи­тил уче­ние о Све­те Бо­же­ствен­ном, несо­тво­рен­ном, прис­но­сущ­ном, ко­то­рым про­си­ял Гос­подь на Фа­во­ре и ко­то­рым оза­ря­ют­ся по­движ­ни­ки, до­стиг­шие вы­сот свя­то­сти по­сред­ством мо­лит­вы и по­ста.

Особенности богослужений

В суб­бо­ту вто­рой сед­ми­цы, а так­же в суб­бо­ты 3 и 4 сед­миц по­ста со­вер­ша­ет­ся за­упо­кой­ная служ­ба. Осо­бен­но­сти служ­бы в эти суб­бо­ты сле­ду­ю­щие:

На ве­ли­ком по­ве­че­рии (в пят­ни­цу ве­че­ром) по пер­вом Три­свя­том – тро­па­ри дня: «Апо­сто­ли, му­че­ни­цы и про­ро­цы». В 3 ча­сти по­ве­че­рия по­сле ка­но­на и тре­тье­го Три­свя­то­го – кондак «Со свя­ты­ми упо­кой».

На утрене вме­сто «Бог Гос­подь» – «Ал­ли­лу­иа» и тро­па­ри «Апо­сто­ли, му­че­ни­цы и про­ро­цы». За­тем 16 ка­физ­ма с обыч­ны­ми «сла­ва­ми», се­даль­ном и ек­те­ни­ей в кон­це и 17 ка­физ­ма («Непо­роч­ны»), раз­де­ля­е­мая на две ста­тии. При­пев к пер­вой ста­тии: «Бла­го­сло­вен еси, Гос­по­ди, на­учи мя оправ­да­ни­ем Тво­им», а ко вто­рой: «Спа­се, спа­си мя». Меж­ду ста­ти­я­ми – за­упо­кой­ная ек­те­ния.

По окон­ча­нии 17 ка­физ­мы сра­зу по­ют­ся тро­па­ри по Непо­роч­ных: «Свя­тых лик» с при­пе­вом: «Бла­го­сло­вен еси, Гос­по­ди, на­учи мя оправ­да­ни­ем Тво­им», по­сле ко­то­рых бы­ва­ет за­упо­кой­ная ек­те­ния и се­да­лен: «По­кой, Спа­се наш»; за­тем, по 50 псал­ме – ка­нон (без чте­ния мо­лит­вы: «Спа­си, Бо­же, лю­ди Твоя»).

Ка­но­ны на утрене по­ют­ся хра­му, по Ми­нее и Три­о­ди. На­чи­ная с 6 пес­ни, ко­гда на­чи­на­ет­ся чет­ве­ро­пес­нец, ка­нон хра­му остав­ля­ет­ся. Тро­па­ри ка­но­нов (всех пес­ней) чи­та­ют­ся в со­еди­не­нии со сти­ха­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Пес­ни из Свя­щен­но­го Пи­са­ния сти­хо­сло­вят­ся пе­ред тро­па­ря­ми ка­но­нов, на­чи­ная с 6 пес­ни и до ир­мо­сов. Окон­ча­ние утре­ни та­кое же, как и у обыч­ной (не ве­ли­ко­пост­ной) суб­бот­ней утре­ни.

Во все пят­ни­цы Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на по­ве­че­ри­ях, а так­же во все суб­бо­ты и вос­кре­се­нья на утрен­нем и ве­чер­нем бо­го­слу­же­ни­ях ве­ли­ких по­кло­нов не по­ла­га­ет­ся до ве­чер­ни в вос­кре­се­нье, то есть до ве­че­ра.

 

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *