Бензин продолжит дорожать. Дан официальный ответ и разъяснения

Цена бензина и дизельного топлива в мае-июне продолжит стремительный рост, несмотря на решение правительства снизить акцизы. Ситуация на рынке может стабилизироваться только в июле в том случае, если цена нефти упадет как минимум до $70 за баррель — в противном случае топливо будет дорожать и дальше. Так считают опрошенные эксперты.

В последние месяцы темпы роста цен на бензин и дизель превысили инфляцию на фоне удорожания нефти. Так, по данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в России с 14 по 20 мая выросли на 75 копеек. В целом с начала года средние цены на бензин увеличились на 5,3%, а на дизельное топливо — на 5,9%.

В мае премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину внести до 28 мая в правительство законопроекты, предусматривающие снижение ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. Власти считают, что этот шаг поможет сдержать рост цен на топливо.

От бензина у АЗС одни убытки

Эксперты отмечают, что сейчас АЗС несут убытки с каждого проданного литра бензина. По подсчетам старшего консультанта VYGON Consulting Александра Былкина, при реализации одного литра АИ-92 автозаправочная станция в среднем теряет порядка 4 рублей, а НПЗ — около 6 рублей.

«Снижение акциза на 3 тыс. рублей за тонну эквивалентно [сокращению себестоимости литра бензина для АЗС на] 2,3 рубля и является недостаточным для снижения или стабилизации розничных цен с учетом давления на них оптовых», — отмечает аналитик.

Генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов считает, что цена бензина даже с учетом снижения акцизов должна находиться в диапазоне от 46 до 48 рублей за литр АИ-92. Только при такой стоимости АЗС смогут зарабатывать от реализации топлива. «Сейчас мы не видим улучшения ситуации в сегменте крупного опта. Что касается розницы, то рынок стабилизируется только в июле-августе. До этого цены будут расти», — сказал он.

Аналитик «Финам» Алексей Калачев также не видит оснований для снижения цены из-за решения по акцизам. Напротив, по его словам, стоимость топлива продолжит стремительный рост не только в этом году, но и в следующем, если высокие цены на нефть сохранятся, а правительство не будет предпринимать дополнительных действий. «Это решение должно притормозить рост цены, но не приведет к ее снижению. Оно [решение правительства по акцизам] должно сбить волну паники на рынке», — заметил он.

Почему выросла цена?

Калачев объясняет подорожание бензина на внутреннем рынке резким ростом цены нефти, а также ослаблением курса рубля в результате усиления санкционного режима против России. В этой ситуации рентабельность продажи бензина на АЗС резко упала, и владельцы станций были вынуждены повышать цены.

Ситуация осложняется тем, что экспортировать бензин и дизтопливо сейчас значительно выгоднее, чем реализовывать их на внутреннем рынке. Из-за этого растут оптовые цены, а вслед за ними и розница, считает Турукалов. По его словам, акцизы выросли значительно сильнее, чем предусмотрено налоговым маневром, в рамках которого предполагалось их снижение.

Ряд СМИ объясняют подорожание бензина дефицитом топлива. Минэнерго это опровергает: «Нефтеперерабатывающая отрасль работает в штатном режиме, сформированы необходимые запасы, соответственно, ситуация с обеспечением топливом внутреннего рынка стабильна», — сообщает министерство.

Как ОПЕК влияет на бензин в РФ

Цена бензина в России во многом будет зависеть от решения по сделке ОПЕК+, в том числе возможного изменения квоты на добычу нефти. Решение об этом страны-участники соглашения, в том числе Россия и Саудовская Аравия, должны принять в июне. Турукалов отметил, что сокращение квоты может существенно снизить цену нефти, и в этом случае рост стоимости бензина замедлится.

«Оптовый рынок может стабилизироваться при цене в районе $70 за баррель. Если она будет выше, то принятого правительством решения о снижении акциза станет уже недостаточно. Сейчас цена бензина в России зависит от сделки ОПЕК+, от того как рынки отреагируют на информацию о пересмотре квот», — заметил он.

Если цена нефти будет выше $70 за баррель, тогда правительству придется принимать дополнительные решения по стабилизации ситуации. Таким решением может стать дальнейшее снижение акцизов, но в этом случает пострадают дорожные фонды, которые финансируются из поступлений от этого косвенного налога.

Другой вариант — введение «гибких» акцизов, привязанных к цене нефти. «Следующим логичным шагом было бы введение «гибкого» акциза в зависимости от цены на нефть и курса рубля. В противном случае будет необходимо и дальше подстраивать вручную акциз под колебания мировых котировок на сырье и курсы валют», — сказал Былкин.

Он также не исключил пересмотра акцизов в сторону повышения, если стоимость сырья будет ощутимо снижаться. Но при сохранении высоких цен на нефть должен удерживаться и пониженный акциз, считает Былкин.

Бензин в России с 21 по 25 мая подорожал в среднем на 76-79 копеек

За этот период стоимость бензина Аи-92 и Аи-95 составила до 40,76 и 43,6 рубля за литр соответственно

Розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 в России с 21 по 25 мая 2018 года в среднем по стране выросли на 76 и 79 копеек — до 40,76 и 43,6 рубля за литр соответственно, свидетельствуют данные Thomson Reuters Kortes.

В мае члены «Российского топливного союза» написали письмо премьеру РФ Дмитрию Медведеву, назвав в нем рост цен на топливо в РФ «беспрецедентным». Медведев поручил Минфину проработать снижение акцизов на бензин и дизельное топливо, что, по мнению властей, сдержит рост цен на внутреннем рынке.

По данным Thomson Reuters Kortes, больше всего Аи-92 подорожал в Северо-Кавказском федеральном округе — на 1 рубль 36 копеек, до 41,34 рубля за литр. Средние биржевые цены на Аи-92 составили 54 тыс. 195 рублей за т, что на 394 рубля больше, чем неделей ранее. Средние оптовые цены на Аи-92 выросли на 210 рублей, до 53 тыс. 804 рублей за т.

Цены на Аи-95 также заметнее всего выросли в Северо-Кавказском федеральном округе — на 1 рубль 20 копеек, до 44,03 рубля за литр. Средние биржевые цены на Аи-95 составили 55 тыс. 144 рубля за т, что на 396 рублей больше, чем неделей ранее. Средние оптовые цены выросли

Стоимость тонны авиационного керосина в аэропортах России за отчетный период увеличилась на 576 рублей, до 53 тыс. 819 рублей.

Средняя цена дизельного топлива летних сортов за отчетную неделю выросла на 79 копеек — до отметки 43,65 рубля за литр. Наибольший рост был зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе — на 88 копеек, до 44,07 рубля за литр.

Федеральная антимонопольная служба обвиняла в росте цен на бензин нефтяные компании, которым, по мнению ведомства, выгоднее экспортировать бензин и дизтопливо, чем реализовывать на внутреннем рынке.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала неприемлемым нынешний рост цен на бензин в России.

«У нас уже цены [на бензин] выше, чем в целом ряде государств. Это абсолютно неприемлемо», — сказала спикер в пятницу в интервью ТАСС.

«Конечно же, это затрагивает очень большую часть населения, в том числе с не очень большими доходами», — констатировала она.

 

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *